С 01.01.2021 запустится новая методика расчёта минимального размера оплаты труда.
В новом законопроекте, который уже прошёл первое чтение в Госдуме, предлагается отказаться от расчета прожиточного минимума как статистической стоимости корзины потребления и определить его как часть (44,2%) среднедушевого дохода. МРОТ на 2021 года предлагается установить на уровне 42% медианной зарплаты по России.
Да, цифры понятны, рост будет небольшой. С другой стороны, предложения довести минималку до ₽50-60 тыс. (со стороны Справедливой России) выглядят как очевидный популизм.
В целом, в этой заметке не хотелось бы обсуждать конкретные величины: об этом написано достаточно.
Хотел бы поразмышлять, как размер МРОТ мог бы быть применён в государственнической парадигме развития экономики.
Итак, работодатель не может заплатить сотруднику при полной занятости менее этой величины. Долгое время МРОТ отставал от прожиточного минимума, что делало его в большей степени фискальной мерой: бизнесу "вменялась" таким образом соцнагрузка в виде выплат во внебюджетные фонды, а работнику - минимальный НДФЛ. Также, ограничивался соцпакет в виде больничного и отпуска.
При этом, зачастую, зарплаты в МСБ платятся серые, часто более 50% платится в конверте (полностью достоверных статданных тут вряд ли можно найти).
Конечно, ФНС может начать разбираться, почему зарплаты на предприятии ниже средней по отрасли в регионе, но достаточной опытный бизнес в состоянии отбиться от подобных претензий.
Таким, образом, среди получающих минималку, есть две большие группы людей: реально живущие за чертой бедности и те, кто просто не платит налоги (впрочем, это не значит, что их уровень оплаты труда радикально выше).
Что нам может дать повышение МРОТ? Увеличение полностью чёрных зарплат, по аналогии с налоговыми ставками, где чрезмерное увеличение ведёт к снижению собираемости. Возможно, отчасти этим и продиктовано его несущественное увеличение последние годы.
К тому же, не будем забывать, что увеличение минималки обязательно приведет к увеличению бюджетных расходов, так как в бюджетной сфере часто встречается такой уровень оплаты труда, это в первую очередь касается персонала учреждений социальной сферы. Впрочем, альтернативные источники здесь найти очень сложно.
Как можно было бы мотивировать бизнес платить большие зарплаты, если нельзя просто повысить минимальный их размер?
Считаю хорошим решением снижение ставки взносов во внебюджетные фонды для тех работодателей, которые держат зарплаты на определённом уровне, неважно, называется он МРОТ, или как-то ещё.
Если работодатели будут экономически замотивированы обеспечивать большую "белую" часть ФОТ (от "серых" зарплат мы вряд ли скоро избавится), то можно также задуматься над предоставлением ранее обсуждавщегося социального вычета по НДФЛ, чтобы освободить от него наиболее близких к границе бедности работников.
Таким образом, получается, что бороться с бедностью и повышать уровень защищённости и стандарты жизни граждан необходимо, включая новые инструменты, в том числе, опробованные в этом году.
Не забывайте подписываться, ставить лайки))