
Планируемое на начало декабря повышение тарифов на пассажирские и грузовые железнодорожные перевозки станет основой для выполнения РЖД ключевых социальных и экономических обязательств. Как пояснил генеральный директор Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Юрий Саакян, эти меры позволят компании продолжить планомерное увеличение заработной платы своих сотрудников и финансировать собственные масштабные инвестиционные программы.
1. Условия для устойчивого развития
По словам Юрия Саакяна, в современных экономических условиях предлагаемая индексация создаёт необходимые предпосылки для стабильной и безопасной работы не только самого железнодорожного транспорта, но и для всех потребителей его услуг, а также для поставщиков компании «РЖД». Это важный шаг для поддержания баланса в отрасли.
2. Детали повышения и система скидок
Согласно проекту приказа, с 1 декабря текущего года стоимость проезда в плацкартных (втором классе) и общих вагонах вырастет на 10,75%. При этом тарифы на пригородные поезда останутся неизменными. Существующий механизм индексации тарифов на поезда дальнего следования позволяет РЖД гибко подходить к ценообразованию, активно предлагая пассажирам различные скидки, в том числе с использованием инструментов динамического ценообразования.
3. Железная дорога в сравнении с другими видами транспорта
Стоит подчеркнуть, что рост цен на железнодорожные билеты происходит значительно медленнее, чем увеличение затрат на перевозки другими видами транспорта. Для сравнения: по данным Росстата, в мае этого года стоимость авиаперелёта на одного пассажира на тысячу километров достигла исторического максимума в 6972,36 рубля, что на 28% больше показателя прошлого года. На этом фоне железнодорожные тарифы демонстрируют гораздо более умеренный рост.
«Если анализировать динамику цен в смежных транспортных отраслях, то индексация тарифов на железнодорожные перевозки выглядит весьма сдержанной, особенно в сравнении со значительным подорожанием автомобильных и авиационных услуг», — отметил Юрий Саакян.
4. Новый подход к индексации грузовых тарифов
Отдельным важным изменением станет планируемый с 2025 года переход на новую методику расчёта индексации затрат на грузовые перевозки. Как сообщил глава РЖД Олег Белозёров на Восточном экономическом форуме, её планируют привязать к промышленной, а не к потребительской инфляции, как это делается сейчас.
«В настоящее время мы ведём работу над тем, чтобы индекс был разработан и согласован на всех уровнях для достижения консенсуса.
Обратите внимание: История нефтеперевозок, от танкеров с бакинской нефтью до современных монстров.
Параллельно должна быть скорректирована сама тарифная система. Поэтому реализация этих планов намечена не ранее 1 января 2025 года, а возможно, и с 1 января 2026 года», — пояснил топ-менеджер компании.5. Социальная ответственность и инвестиции
Юрий Саакян акцентирует внимание на том, что дополнительные доходы от индексации тарифов напрямую переводятся в повышение заработной платы сотрудников. Для РЖД как одного из крупнейших работодателей России это имеет особое социальное значение. Так, с 1 октября зарплаты в компании были проиндексированы на 3%, а в марте повышение составило 2,6%. В прошлом году было проведено три индексации — две плановые и одна внеплановая.
«Нельзя упускать из виду, что ОАО «РЖД», будучи крупнейшим работодателем страны, направляет средства от повышения тарифов на индексацию зарплат своих работников и на обеспечение финансовой устойчивости компании. В совокупности это является необходимым условием для поддержания социальной стабильности в коллективе», — подчеркнул эксперт.
Кроме того, после «Газпрома» и «Роснефти» РЖД реализует третью по объёму инвестиционную программу в стране. Однако, в отличие от нефтегазовых компаний, РЖД не может получить дополнительную прибыль за счёт благоприятной конъюнктуры на мировых товарных рынках, поскольку её услуги предоставляются по регулируемым тарифам и оплачиваются преимущественно в рублях. Поэтому для поддержания и развития инвестиционной программы, обновления подвижного состава и модернизации транспортной инфраструктуры постепенное повышение тарифов является объективной необходимостью, заключил Юрий Саакян.
Больше интересных статей здесь: Экономика.