Кризис в Красном море: как атаки хуситов меняют мировую логистику и угрожают рынкам

Атаки йеменских повстанцев-хуситов на судоходство в Красном море создают серьёзные вызовы для глобальных цепочек поставок. Генеральный директор саудовской нефтяной корпорации Aramco Амин Насер, выступая на Всемирном экономическом форуме в Давосе, заявил агентству Reuters, что хотя мировые нефтяные рынки справятся с потрясениями в краткосрочной перспективе, долгосрочные последствия могут быть более серьёзными. Продолжающиеся нападения приведут к дефициту танкеров из-за увеличения продолжительности рейсов и задержек поставок.

1. Новые маршруты и их последствия

Из-за угрозы нападений многие судоходные компании были вынуждены отказаться от кратчайшего пути через Суэцкий канал, через который проходит около 12% мировой торговли, и перенаправить грузы в обход Африки. Этот альтернативный маршрут вокруг мыса Доброй Надежды увеличивает время в пути на 10–14 дней, что напрямую сказывается на логистических издержках и доступности тоннажа.

Амин Насер прогнозирует, что в 2024 году спрос на нефть вырастет примерно на 1,5 миллиона баррелей в день, достигнув 104 миллионов баррелей в сутки. В сочетании с низкими запасами это создаст дополнительное напряжение на рынке.

2. Рост затрат на перевозки и страхование

Проблема затрагивает не только нефтяные танкеры, но и контейнерные перевозки. Каспар Лоладе, морской советник голландской ассоциации Evofenedex, отмечает резкий рост стоимости фрахта: цена доставки одного контейнера из Китая в Европу выросла с $1000 до более чем $4000. Существенно увеличились и страховые взносы для судов, следующих через зону риска. Если раньше страхование от военных рисков составляло около 0.8% от стоимости судна, то сейчас этот показатель приближается к 1%. Для судна стоимостью $100 млн это означает дополнительные расходы в $1 млн.

3. Взгляд эксперта: цена зависит от эскалации

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович считает, что значительного роста цен на энергоносители из-за логистических проблем пока не наблюдается. Небольшой скачок на $4 за баррель после начала атак быстро сошёл на нет, так как рынок не верит в серьёзную эскалацию конфликта.

Ключевым фактором, по мнению эксперта, является позиция Ирана. Реальное давление на рынок возникнет только в случае, если Иран вступит в конфликт напрямую и создаст угрозу блокировки не только Красного моря, но и стратегически важного Ормузского пролива — основного выхода нефти из Персидского залива. Однако в текущей политической обстановке, с учётом выборов в США и множества других кризисов, все стороны заинтересованы в сдерживании.

Обход Африки, безусловно, увеличивает логистические затраты, но это увеличение измеряется несколькими долларами на баррель, а не десятками. Для конечного потребителя это означает незначительный рост цен.

4. Угрозы для промышленности и потребительских товаров

Наиболее уязвимыми оказались цепочки поставок, работающие по принципу «точно в срок» (just-in-time). Задержка доставки на полторы-две недели уже привела к остановке некоторых производств, например, завода Tesla в Германе, и росту цен на отдельные категории потребительских товаров (до 20%). Это выявило риски чрезмерной оптимизации запасов в условиях глобализации.

При этом эксперт отмечает, что мир уже сталкивался с подобными проблемами — после Шестидневной войны 1967 года Суэцкий канал был закрыт на восемь лет, но торговля адаптировалась. Сегодня суда более энергоэффективны, а альтернативные маршруты хорошо известны.

5. Ситуация на рынке газа

Атаки затронули и поставки сжиженного природного газа (СПГ). Катар, один из крупнейших экспортёров, уже перенаправляет свои танкеры в обход Африки, что добавляет 10–15% к транспортным расходам. Однако значительного роста цен на газ на европейском и азиатском рынках пока не зафиксировано, отчасти благодаря диверсификации поставок, в том числе из США.

В целом, текущий кризис в Красном море является серьёзным, но управляемым потрясением для мировой логистики. Его итоговое влияние на экономику и цены будет напрямую зависеть от дальнейшего развития геополитической ситуации в регионе и степени эскалации конфликта.

Обратите внимание: Мировая экономика. Что будет в 2021? Прогнозы профессиональных ведущих экономистов..

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Мировая логистика меняет маршруты — насколько это критично?.