
Власти России поставили перед операторами мобильной связи (ОПСОС) масштабную и срочную задачу: обеспечить покрытие сетями LTE (4G) всех автомобильных дорог страны. Однако реализация этого плана наталкивается на целый ряд серьёзных препятствий, которые ставят под сомнение его выполнимость.
1. Невыгодные трассы и нежелание операторов
Первым этапом, запланированным уже на осень текущего года, должно стать покрытие платных магистралей М11 (Москва-Санкт-Петербург) и М-12 (Москва-Казань). Однако график работ крайне сжат, а у операторов «большой четвёрки» (МТС, Билайн, МегаФон, Теле2) отсутствует экономическая мотивация для инвестиций в эти проекты.
Дело в том, что трафик на платных трассах, особенно вдали от крупных городов, невелик. Установка и обслуживание базовых станций в таких местах — это высокие затраты при минимальной отдаче. Ситуацию усугубляет репутация самих платных дорог: высокие тарифы, проблемы с содержанием в зимний период и инциденты вроде крупной аварии под Санкт-Петербургом, которая подорвала доверие водителей. Окружающие территории, где операторы могли бы привлечь дополнительных абонентов, часто представляют собой малозаселённые или экономически депрессивные регионы.
2. Проблема номер два: мифическое отечественное оборудование
Ещё более сложным выглядит требование властей использовать для развёртывания сетей исключительно оборудование российского производства. По факту, полноценной отрасли по выпуску базовых станций и высокочастотных компонентов для сетей связи в стране не существует.
Несмотря на заявления некоторых фондов о «доминировании» отечественных производителей на рынке радиовещательного оборудования, реальность такова, что Россия даже не производит высокочастотные коаксиальные кабели, не говоря уже о сложных вычислительных комплексах, каковыми являются базовые станции. Эксперты отмечают, что восстановление разрушенных после СССР производственных цепочек — задача, требующая больше времени и ресурсов, чем старт с нуля, и осложнённая дефицитом квалифицированных кадров.
Наиболее вероятным сценарием видится создание фирм-«шильдиков», которые будут заниматься поверхностной локализацией импортной техники, что неизбежно приведёт к росту её стоимости для операторов.
3. Риски и неопределённость
У операторов есть множество законных причин, чтобы саботировать закупку такого псевдоотечественного оборудования: от ссылок на нехватку средств до опасений по поводу качества, гарантийного обслуживания и поддержки. На этом фоне привлекательнее выглядит сотрудничество с проверенными иностранными вендорами, например, Huawei, чья техническая поддержка находится на высоком уровне.
Кроме того, китайские партнёры, опасаясь вторичных санкций, могут отказаться от глубокой кооперации в сомнительных «совместных проектах», ограничившись лишь прямыми поставками готового оборудования.
4. Политический популизм vs. экономическая реальность
Всё это делает проект по «оцифровке» всех дорог к 2031 году откровенно нереалистичным. Он напоминает предыдущие громкие стратегии (вроде «Стратегии-2020»), которые так и остались на бумаге.
Ситуацию дополнительно дестабилизирует непоследовательная политика регулятора. Осенью 2023 года Минцифры неожиданно заявило об устаревании LTE и намерении в 10 раз увеличить плату за использование соответствующих частот, хотя для развёртывания сетей 5G в России до сих пор не выделены подходящие частоты. Такая непредсказуемость лишает операторов возможности строить долгосрочные планы и инвестировать в развитие инфраструктуры.
Таким образом, амбициозный план покрытия дорог 4G больше похож на популистскую декларацию, оторванную от экономических и технологических реалий. Он ставит операторов в сложное положение, заставляя их работать в условиях искусственно созданных ограничений и постоянной регуляторной неопределённости.
Обратите внимание: Иностранным аудиторам запретят работать в России? Изучаем Постановление №622.
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Операторов мобильной связи ставят на растяжку, так с ними удобнее работать.