Почему балтийские порты не стали альтернативой для украинского зерна

Украина, столкнувшись с экономическими трудностями и сокращением западной помощи, продолжает искать способы пополнения бюджета, в том числе через экспорт зерна. С приближением весны этот вопрос вновь становится актуальным. После выхода России из Черноморской зерновой инициативы традиционные пути экспорта через черноморские порты оказались заблокированы, что заставило Киев рассматривать альтернативные маршруты, включая балтийское направление.

1. Балтийская инициатива и её подводные камни

Идея использовать порты Прибалтики (Латвии, Литвы, Эстонии) для экспорта украинского зерна изначально была встречена с энтузиазмом местными властями. Они увидели в этом шанс оживить грузоперевозки, пришедшие в упадок после ухода российских клиентов из-за санкций. Литва даже официально предложила Еврокомиссии заменить одесские порты своей Клайпедой, заявив о возможности перевалки до 15 млн тонн зерна в год.

Однако сразу же возникли серьёзные препятствия. Ключевой проблемой стала логистика: для доставки грузов требовался транзит через Беларусь, отношения с которой у Литвы были испорчены. Гендиректор порта Клайпеды намекнул, что для решения вопроса нужна нормализация отношений с Минском, на что европейские чиновники не пошли. Более того, транспортировка зерна по железной дороге через Польшу в Клайпеду делала себестоимость экспорта запредельно высокой, лишая проект экономической целесообразности.

2. Почему проект не состоялся

Эксперты отмечают, что обсуждение балтийского маршрута началось ещё в августе 2023 года, но так и не привело к практическим результатам. Главная причина — неподъёмные логистические издержки. Путь через Беларусь был самым коротким, но политически невозможным, а альтернативные маршруты через Польшу оказывались слишком длинными и дорогими.

Как отмечает эксперт Александр Носович, среди всех балтийских портов необходимой инфраструктурой (элеваторами) для масштабной перевалки зерна обладает только Калининград. Но его использование для украинского экспорта — чистая теория, учитывая текущие geopolitical реалии. Таким образом, разговоры о балтийском маршруте, по мнению эксперта, носят скорее пиар-характер или сигнализируют о проблемах с основным альтернативным маршрутом через румынский порт Констанца.

Обратите внимание: «Это западные спецслужбы»: как бывшая власть Украины оценивает «Майдан» сейчас.

3. Экономическая нецелесообразность и позиция ЕС

Ещё одним сдерживающим фактором стала позиция Европейского союза. Проект требовал значительных инвестиций, а ЕС, уже столкнувшийся с массовыми протестами европейских фермеров против украинского зерна, не горел желанием финансировать дорогостоящую и сложную логистическую схему. Как отмечает Носович, инициативы стран Балтии часто связаны с желанием получить финансирование из бюджета ЕС, но в данном случае после анализа затрат энтузиазм угас.

Директор Института миротворческих инициатив Денис Денисов подтверждает, что Украина активно искала альтернативы, и часть грузов действительно идёт через черноморские порты соседних стран. Однако балтийский маршрут сталкивается не только с логистическими, но и с политическими барьерами — негативным отношением стран-транзитёров к украинскому зерну. Даже если теоретически организовать такую цепочку, удорожание и увеличение сроков доставки сделают украинскую продукцию неконкурентоспособной на мировом рынке.

Последние новости о зерновой сделке, экспорте сельхозпродукции из Украины и российских интересах – темы свободной прессы»

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Оптимальный порт для Украины — Калининград.