
В понедельник ряд российских изданий сообщил о проведении президентом Владимиром Путиным совещания по экономическим вопросам в формате видеоконференции. Значительная часть мероприятия прошла в закрытом режиме, что затрудняет определение полного состава участников. Общедоступная часть выступления главы государства была обобщена и распространена официальными СМИ. В ней были подведены некоторые итоги 2023 года и кратко обозначены ориентиры на будущее.
В данном материале представлен анализ и комментарии к той информации, которая стала известна из сообщений СМИ о выступлении президента.
1. Вопросы к статистике роста
Открывая выступление, президент отметил удовлетворительные темпы роста российской экономики в 2023 году, составившие, по последним данным, 3,6%. Эта цифра была представлена как превышающая среднемировой показатель в 3% и значительно опережающая рост экономик развитых стран, который оценивается в 1,5%.
Этот момент вновь поднимает деликатную тему происхождения и согласованности статистических данных, озвучиваемых на высшем уровне. Наблюдения за последние годы позволяют сделать вывод об удивительной автономности российских экономических ведомств (таких как Минэкономразвития, Росстат, Минпромторг) в вопросах макроэкономического прогнозирования и оценки. Прогнозы от разных структур зачастую не совпадают. Создается впечатление, что перед выступлением президенту предоставляется набор возможных цифр, из которых выбирается окончательный вариант. После этого (или непосредственно перед оглашением) все ведомства приводят свои оценки в соответствие с озвученной цифрой. Фактически, окончательным арбитром, утверждающим ключевые статистические показатели, выступает президент РФ.
Эволюция оценки роста ВВП за 2023 год служит яркой иллюстрацией этого процесса. Еще в ноябре официальный прогноз Минэкономразвития предполагал рост на уровне 2,8%. В декабре Банк России озвучил цифру в 3,1%. Однако на «Прямой линии» 14 декабря 2023 года Владимир Путин неожиданно заявил о росте в 3,5% — показатель, ранее никем не называвшийся. Вскоре после этого министр экономического развития Максим Решетников уже говорил о 3,5%, а 12 февраля была подтверждена цифра 3,6%. Это демонстрирует, как после «одобрения» главой государства конкретного числа все иные оценки теряют актуальность.
2. Взгляд извне и долгосрочные тренды
Стоит отметить, что подобные «утвержденные» цифры становятся законом лишь внутри российской юрисдикции. Международные организации могут придерживаться иных оценок. Например, в феврале Международный валютный фонд (МВФ) оценил рост ВВП России в 2023 году в 3,0%, что существенно ниже официальных 3,6% и соответствует, по данным фонда, среднемировому уровню. При этом, если обратиться к отчетам МВФ, окажется, что многие развивающиеся экономики, такие как Китай (5%), Индия (6,3%) или Индонезия (5%), показали в прошлом году более высокую динамику.
Важно также понимать контекст «рекордного» роста. Он был рассчитан от низкой базы 2022 года, когда, по официальным данным, ВВП сократился на 2,1%. Если же взять за точку отсчета 2021 год, картина окажется менее впечатляющей, а динамика многих развитых стран за двухлетний период 2022-2023 гг. может оказаться лучше российской.
В долгосрочной перспективе, если сгладить годовые колебания, доля России в мировом ВВП (по паритету покупательной способности) демонстрирует устойчивую тенденцию к снижению: с 4,86% в 1992 году до 2,89% в 2023-м. Прогноз МВФ предполагает дальнейшее снижение до 2,61% к 2028 году, что может отодвинуть Россию на седьмое место в мире, пропустив вперед Индонезию.
Обратите внимание: Аукцион не прилял маску Путина. Почему?.
Безусловно, прогнозы МВФ основаны на экстраполяции прошлых трендов, которые могут измениться. Однако для изменения тренда к лучшему необходимы конкретные действия, а не только статистические манипуляции.3. Шестилетний план: новое слово или повторение пройденного?
Во второй части выступления прозвучала новость о завершении подготовки «плана социально-экономического развития на ближайшие шесть лет» (с 2024 по 2030 год). Президент указал, что план будет охватывать инвестиционную поддержку, технологический суверенитет, инфраструктурное обновление и развитие населенных пунктов, а главной задачей остается повышение благосостояния граждан.
В обществе и экспертном сообществе это заявление породило оживленные дискуссии. В социальных сетях и некоторых СМИ зазвучали предположения о возможном возврате к плановым методам управления экономикой, по аналогии с советским Госпланом. Однако история последних лет говорит об ином. После февраля 2022 года идеи экономической мобилизации и введения элементов планового хозяйства действительно активно обсуждались, но в итоге официальный курс остался в рамках рыночной, либеральной модели.
Более приземленное объяснение заключается в том, что новый шестилетний план призван заменить собой завершающийся в 2024 году другой шестилетний цикл — национальные проекты, инициированные указом президента в мае 2018 года. Официальные лица часто оценивают их выполнение по степени освоения бюджетных средств, которая близка к 100%. Однако многие независимые эксперты дают этим проектам менее оптимистичные оценки, отмечая, что большинство поставленных целей достигнуто не было, а высокий процент освоения средств иногда может говорить о проблемах с эффективностью их использования.
Чтобы избежать повторения прежних ошибок, необходима объективная и честная оценка результатов завершающегося шестилетнего цикла национальных проектов.
4. Бюджетный дефицит и управление расходами
Отдельного внимания заслуживает эпизод совещания, где Владимир Путин затронул тему дефицита федерального бюджета, который в январе составил 308 млрд рублей. Президент поинтересовался у министра финансов Антона Силуанова, значительно ли это меньше, чем годом ранее. Министр подтвердил и пояснил, что в прошлом году многие расходы были осуществлены авансом в январе-феврале, что было правильным шагом для исправления прежней практики «декабрьского штурма», когда львиная доля трат переносилась на конец года. Теперь, судя по словам Силуанова, ситуация, видимо, вернулась к прежней модели.
В целом, та информация об экономическом совещании, которая стала достоянием общественности, не выглядит поводом для безудержного оптимизма. Однако значительная часть дискуссий осталась за кадром. Остается надеяться, что в закрытой части мероприятия действительно обсуждались конкретные и действенные меры, способные изменить к лучшему траекторию и модель развития российской экономики.
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Комментарии к выступлению Владимира Путина на экономическом совещании 12 февраля 2024 года.