Беларусь планирует создать собственный флот и портовую инфраструктуру в России для развития Северного морского пути

Посол Российской Федерации в Республике Беларусь Дмитрий Крутой сообщил о планах белорусской стороны в течение двух-трёх лет создать собственную портовую инфраструктуру и флот на территории России. По его словам, это позволит Беларуси стать независимой от логистических маршрутов и инфраструктуры недружественных стран и самостоятельно регулировать экономические затраты на транспортировку грузов.

1. Стратегические маршруты и сотрудничество с регионами России

В ходе переговоров президентов Владимира Путина и Александра Лукашенко ключевое внимание уделялось развитию маршрутов через порты Балтийского моря и Мурманск, а также выходу к Северному морскому пути. Беларусь выразила высокую заинтересованность в ускорении реализации программ, связанных с этим арктическим маршрутом.

Особый интерес Минск проявляет к участию в программе строительства атомного ледокольного флота России, что критически важно для обеспечения стабильного судоходства в сложных погодных условиях Арктики. Рост интереса к этому направлению, по словам посла, во многом связан с активностью Китая и увеличением объёмов грузоперевозок по данному маршруту.

Дмитрий Крутой также отметил важность транспортных коридоров «Север-Юг» и Дальневосточного направления. Он провёл переговоры с губернатором Приморского края Олегом Кожемяко, в ходе которых была достигнута принципиальная договорённость о предоставлении Беларуси возможности построить собственный порт в регионе. Рассматриваются различные форматы участия: от стопроцентной белорусской собственности до совместных предприятий и инвестиционных моделей «50/50». Этот порт планируется использовать как важный транзитный узел для грузов в Китай.

2. Текущая логистика и экспортные приоритеты

Как пояснил первый заместитель министра транспорта и коммуникаций Беларуси Алексей Ляхунович, республика уже сегодня активно использует российские порты для перевалки грузов. Основными точками являются порты Санкт-Петербурга и других городов на Балтике, а также порты Астрахани, Каспийского, Чёрного и Азовского морей. Балтийское направление остаётся приоритетным из-за короткого железнодорожного плеча и выгодных тарифов.

Главными направлениями для белорусского экспорта, помимо России и Китая, являются страны Латинской Америки, Африки и Индия.

3. Мнение экспертов: реалистичность планов и возможные сложности

Эксперты в области транспорта и экономики в целом положительно оценивают намерения Беларуси, но указывают на ряд вызовов.

Михаил Блинкин, научный руководитель Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ, считает, что белорусским компаниям ничто не мешает стать соинвесторами российских инфраструктурных проектов, таких как развитие Северного морского пути. Что касается создания собственного флота, то, по его мнению, страна, не имеющая выхода к морю, может зарегистрировать суда под своим флагом. Однако ключевой вопрос — в технологиях и экономике строительства. Учитывая санкции, наиболее естественным партнёром для Беларуси видится Россия, а не верфи Южной Кореи или Германии. Китай, хотя и не признаёт санкций, может быть менее доступен из-за собственной высокой загрузки.

Сергей Лекеда, директор Исследовательского центра «Интегрированная перспектива» ИМЭМО РАН им. Е.М. Примакова, подтверждает, что около 95% белорусских внешнеторговых грузов уже идут через российские терминалы. Создание собственного портового терминала в РФ — вопрос политической договорённости, которая, учитывая близкие отношения лидеров двух стран, вполне достижима.

Участие в программе атомного флота эксперт видит прежде всего в привлечении белорусских научных кадров и инженеров, которые получили уникальный опыт при строительстве Белорусской АЭС вместе с «Росатомом». Однако инвестиционные возможности Минска в столь капиталоёмкие проекты могут быть ограничены.

Что касается амбициозных планов по созданию полноценного флота, то, по мнению Лекеды, пока это скорее концепция. Для её реализации необходимо решить множество практических вопросов: определить тип и масштаб флота, найти верфи и источники финансирования. Также требуется модернизация железнодорожной инфраструктуры, ведущей к новым портам, что само по себе является масштабным и дорогостоящим проектом, находящимся на ранних стадиях обсуждения.

Обратите внимание: О положении России в мировой экономике.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Минск готов участвовать в строительстве атомного флота России и развитии Северного морского пути.