Комментарии к выступлению Владимира Путина на экономическом совещании 12 февраля 2024 года

Многие российские СМИ сообщили в понедельник, что президент Владимир Путин провел совещание по экономическим вопросам по видеосвязи. Большинство мероприятий прошли за закрытыми дверями. Трудно даже определить, кто был на встрече. Публичная часть выступления президента была обобщена и передана официальными СМИ. В этом выступлении были подведены некоторые наши достижения в 2023 году и кратко изложены планы на будущее.

Я хотел бы прокомментировать то, что мы узнали из российских СМИ о выступлении Президента.

В начале своего выступления Президент выразил удовлетворение ростом российской экономики в 2023 году. По последним данным – 3,6%. Это выше, чем в среднем по миру. Средний глобальный темп роста составляет 3 процента, а темп экономического роста в развитых странах — 1,5 процента».

Мы уже неоднократно затрагивали щекотливую тему статистических цифр, озвученных главами государств. Несколько лет я смотрел выступления президента и у меня сложились следующие мысли по поводу «статистической кухни». Наши экономические ведомства (Минэкономразвития, Росстат и в некоторых случаях Минпромторг) обладают поразительной автономией в вопросах макроэкономической статистики. Точнее, с точки зрения экономического прогнозирования и оценки.

Прогнозы и оценки из разных секторов редко совпадают. Перед выступлением на стол президента кладут набор цифр, и глава государства выбирает число по своему выбору. После выступления (или даже накануне выступления) каждое разделение находит точки соприкосновения. Фактически окончательным органом по утверждению статистических показателей является Президент Российской Федерации, и никто не может его оспорить.

Давайте посмотрим, как мы оценили темпы роста ВВП в 2023 году. Еще в ноябре официальный прогноз Минэкономразвития предполагал темпы роста ВВП в 2023 году на уровне 2,8%. В декабре Банк России озвучил прогноз на этот год в 3,1% ВВП. Однако это было до выступления президента РФ «Прямая линия» (14 декабря 2023 года), в котором глава государства неожиданно удивил всех темпами роста ВВП по итогам года в 3,5%. Никто никогда раньше не упоминал о столь высокой цифре.

И вот, всего через несколько дней после «прямой линии», министр экономического развития Максим Решетников озвучил цифру в 3,5%. По сути, это «квантовый скачок». Ставка министра вечером составляла 2,8%, а утром – 3,5%. После 14 декабря никто не осмеливался выдвигать собственные оценки, отличающиеся от утвержденных цифр. А 12 февраля эта цифра была подтверждена на уровне 3,6%.

Действительно, я знаю один случай, когда власти продолжали настаивать на личной оценке, хотя цифры, казалось бы, уже были «утверждены». В конце 2022 года (январь 2023 года) были «утверждены» цифры, которые позволят сократить ВВП РФ на 2,1%. Однако в феврале 2023 года Банк России неожиданно объявил, что снижение составит 2,5% вместо 2,1%. Я уже не знаю, чем закончилось «свободная мысль» тех дней».

Цифры, «утвержденные» главой российского государства, становятся «законом» для всех министерств и чиновников. Однако только в пределах юрисдикции Российской Федерации. Однако зарубежные эксперты и организации могут иметь собственное мнение по некоторым экономическим показателям России. Так, в феврале Международный валютный фонд сообщил, что темпы роста ВВП России в 2023 году составят 3,0%. Это огромная разница с нынешним «официальным» показателем в 3,6%. По оценкам экспертов МВФ, темпы роста российской экономики не превышают среднемировые. Есть только равенство. Фактически, по данным МВФ, темпы роста мирового ВВП в прошлом году составили 3,0% (как сказал в своем выступлении президент России).

По данным МВФ, рост ВВП в экономически развитых странах в прошлом году фактически достиг 1,5%. Но почему президент в своих выступлениях должен сравнивать себя с лучшими, а не с худшими? Согласно отчету МВФ, в прошлом году ВВП Китая увеличился на 5%, ВВП Индонезии также увеличился на 5%, ВВП Индии увеличился на 6,3% и так далее. Неужели нам не интересен опыт стран, демонстрирующих высокую экономическую динамику? Или мы продолжим фокусироваться на опыте стран, где монополистический капитализм пришел в упадок?

И на мгновение. Этот так называемый «рекордный» экономический рост был достигнут благодаря тому, что он был рассчитан на основе более низкого базового уровня 2022 года. Согласно «утвержденным» цифрам, падение ВВП в позапрошлом году составило 2,1%. Но если мы возьмем 2021 год за точку отсчета, мы увидим, что время идет. Даже в экономически развитых странах в период 2022-2023 гг. Она продемонстрировала значительно лучшую экономическую динамику, чем Россия.

А если взять более длительный период времени (чтобы сгладить возможные отклонения рынка от года к году), то доля России в мировом ВВП будет иметь тенденцию к непрерывному снижению. С момента существования РФ (за исключением 2023 года) ее темпы были ниже среднемировых.

В первый год существования Российской Федерации, то есть в 1992 году, доля России в мировом ВВП (рассчитанная МВФ на основе паритета покупательной способности рубля и доллара) составляла 4,86%. Однако в 2023 году он снизился до 2,89%.

Обратите внимание: Аукцион не прилял маску Путина. Почему?.

МВФ дает прогнозы на ближайшие несколько лет. Фонд прогнозирует, что доля России в мировом ВВП в 2028 году составит всего 2,61%. Россия опустится на седьмое место, за ней следует Индонезия (доля 2,75%). [Подробнее см. «Валентин Катасонов: Траектория движения России к пропасти, заданная более 30 лет назад, сохраняется«].

Очевидно, что прогнозы МВФ основаны на простой экстраполяции прошлых тенденций. Понятно, что этот прогноз может не сбыться из-за того, что тенденции сломаются. В России эта тенденция может сломаться и упасть на дно еще быстрее. Или, наоборот, он может ускориться и достичь скорости, превышающей средний мировой показатель. Нам нужен второй вариант. Но если мы успокоимся, сравнивая себя со странами, где монополистический капитализм пришел в упадок, мы, к сожалению, можем в конечном итоге выбрать первый вариант. Или оставаться в том же тренде.

Однако президент понимает, что просто за счет статистических манипуляций или цифровых комбинаций ситуация не изменится. Необходимы действия, чтобы обратить вспять экономические тенденции в России, которые в настоящее время напоминают траекторию пикирующего бомбардировщика.

Поэтому во второй половине выступления правительство объявило новость о том, что оно завершило создание «плана социально-экономической деятельности на ближайшие шесть лет». "В частности, он будет охватывать такие ключевые направления, как инвестиционная поддержка, обеспечение технологического суверенитета, обновление и строительство инфраструктуры, комплексное развитие населенных пунктов", - сказал Путин.

Он напомнил, что главной задачей остается повышение доходов и качества жизни народа, а также благосостояния российских семей. Вот они нам готовят шестилетний план с 2024 по 2030 год. В советской истории было много пятилетних планов, одна семилетка (1959-1962 гг.), но шестилетнего плана еще не было.

СМИ не сообщили подробностей плана. Эксперты и наблюдатели предполагают. В социальных сетях говорят, что наконец-то будут составлены планы развития народного хозяйства, как в Советском Союзе. Шестилетний план делится на годовые планы. План является индикативным (а не прогнозом или так называемым «индикативным» планом, разработанным Минэкономразвития). Госплан РФ наконец-то появится, не сегодня и не завтра и так далее.

Как-то в связи с такими обсуждениями и ожиданиями мне вспоминаются слова Чацкого из «Горя от ума»: «Традиция свежа, но верится с трудом» и «Блажен, кто верит – ему тепло на свете!» Я внимательно слежу за этой темой с 24 февраля позапрошлого года. В то время многие наши «народные представители» (Госдума) и даже некоторые чиновники считали, что России необходима экономическая мобилизация, важнейшими условиями которой являются введение планов и Госплана был основанием

На какое-то время страсти кипели, но потом все утихло. Судя по всему, Кремль решил, что страна должна и дальше идти по «рельсам капитализма» и придерживаться идеологии либерализма и так называемой «рыночной экономики». Командное планирование «ортогонально» этой идеологии. Я следил за этой темой и неоднократно освещал ее в своей книге. [См.: «Профессор Катасонов: Без экономической мобилизации не будет ни «пушки», ни «масла»"].

Мне кажется, все более приземленно, чем некоторым хотелось бы. План социально-экономических действий на следующие шесть лет заменяет другой шестилетний план, который начался в 2018 году и заканчивается сейчас. Речь идет о национальном проекте, инициированном указом президента в мае и рассчитанном на период 2018-2024 годов. Всего таких проектов 12. Мы с нетерпением ожидаем, когда правительство завершит реализацию этих проектов. Официальных заявлений и документов по этому поводу пока нет. Есть только частичные оценки.

Чиновники говорят о высоком уровне реализации проекта. Правда, они всегда оперируют одним показателем - "долей потраченных бюджетных средств". Для большинства проектов это 100%, но некоторые близки к этому. Однако независимые эксперты дали весьма объективные оценки. Большинство целей, поставленных в майском указе 2018 года, не были достигнуты. Слово, которое чаще всего используют эксперты в оценке, — «неудача». А реализацию почти 100 процентов государственных проектов по освоению государственных средств они считают «урезанием бюджета».

Мне хотелось бы неправильно понять тот факт, что новая «шестилетняя планка», объявленная президентом Путиным, будет повторением «распиленной шестилетки» на 2018-2024 годы. Однако для этого необходимо объективно и справедливо оценить шестилетний план, который заканчивается в этом году».

Еще хотелось бы обратить внимание на эпизод встречи, на котором Президент Путин затронул тему дефицита бюджета. "Дефицит федерального бюджета в январе составил 308 миллиардов рублей. Антон Германович (Силуанов), насколько я понимаю, это намного меньше, чем в прошлом году, да?" - спросил Путин у министра финансов Та. Господин Силуанов подтвердил и пояснил, что в прошлом году по многим расходам были значительные авансовые платежи.

Напомним, в прошлом году очень важная часть всех расходов бюджета пришлась на январь-февраль. Это было абсолютно правильно. Раньше такого не было: в конце года непропорционально большая часть бюджетных расходов переносилась на декабрь. Впоследствии многие приветствовали наведение порядка в использовании бюджетных средств. И вот теперь мы слышим от министра финансов Антона Силуанова, что все вернулось на круги своя.

Лично у меня краткая информация об экономической конференции, на которой присутствовал президент Владимир Путин, не произвела на меня оптимистического впечатления. Однако многое осталось за кадром в СМИ. Хочется верить, что в закрытой части этого мероприятия действительно обсуждались меры по кардинальному изменению и траектории, и модели российской экономики.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Комментарии к выступлению Владимира Путина на экономическом совещании 12 февраля 2024 года.