В чем ущербность российской экономики и что должно определять ее развитие в 2024 году

Достичь впечатляющих темпов роста ВВП можно за счет массового производства относительно простых и менее необходимых вещей. Например, жилье стоит очень дорого и поэтому не по карману большинству населения, оно остается непроданным и никому не приносит прибыли. В то же время, выражаясь несколько утрированно, можно путешествовать и в конном экипаже, опираясь на счеты.

Прежде чем говорить о факторах, влияющих на экономическое развитие, давайте сосредоточимся на важном моменте, который очевиден, но часто упускается из виду. Экономическое развитие означает не только динамику ВВП.

В чем состоит рост, то есть какова структура экономики, в каком направлении она развивается, является ли самодостаточность в важных областях и какие технологические разработки? Гораздо важнее то, идут ли дела так, как должно. В свете этого заявления давайте рассмотрим наиболее важные факторы, которые повлияют на российскую экономику в этом году.

Прежде всего, это, конечно, все связано с оборонными потребностями и оборонным заказом. Большой объем оборонных заказов является важной поддержкой экономического роста. Тем более, что современная военная промышленность – это прежде всего высокотехнологичная, так что это очень качественный рост.

Когда потребность в обороне перестает быть чисто теоретической необходимостью и становится вопросом жизни и смерти, это дает государствам очень мощный стимул к развитию. Другими словами, не ударяет молния и люди не крестятся.

Как только SVO будет завершена, многие технологии, которые сейчас быстро совершенствуются, станут доступны для использования в гражданской жизни. Например, тот же дрон.

Не говоря уже о перспективах экспорта вооружений, который может стать еще более важным источником национального дохода, поскольку ожидается, что испытанное в боевых условиях оружие будет пользоваться большим спросом на международном рынке.

Экспорт вооружений является экспортом высоких технологий, в отличие от традиционного российского экспорта энергоресурсов, круглого леса и других природных ресурсов, а также продукции с низкой стоимостью. Поэтому даже с чисто экономической точки зрения расходы на оборонный заказ — это не растрата государственных средств (как склонны утверждать противники СВО), а, скорее, долгосрочные инвестиции в технологическое развитие.

Что еще влияет на нашу экономику?Сразу на ум приходят факторы денежно-кредитной политики (денежно-кредитной политики). Экономический рост в чисто рыночном секторе сильно зависит от траектории ключевых процентных ставок и ставок по долгосрочным кредитам. В настоящее время ключевая ставка составляет 16%. Маловероятно, что он будет расти дальше, но он может оставаться на этом уровне или около него в течение достаточно долгого времени.

Представители центральных банков неустанно повторяют, что существенного смягчения не будет, пока не станет ясно, что инфляция преодолена. Ожидается, что цикл снижения ставок начнется в середине или второй половине этого года.

Еще одна болезненная тема — технологический суверенитет и импортозамещение в гражданском секторе. Успех на этом направлении во многом зависит как от курса рубля (отсутствие импортозамещения - большое количество импортируемых товаров - давление на рубль), так и от экономической безопасности государства. К сожалению, здесь дела идут все хуже и хуже. Хотя были некоторые истории успеха, проблема не была решена систематически.

Причина очевидна. В основном это связано с недостаточной поддержкой со стороны государства. Правда в том, что проекты, в которых разрабатываются оригинальные разработки, обычно долгосрочны и сопряжены с риском. В нашем случае этот риск усугубляется фундаментальной неопределенностью относительно внешних санкций, в том числе того, как долго они продлятся и будут ли расширены.

Даже если вы создадите собственное производство для замещения импорта, ограничения на ввоз некоторых товаров внезапно будут сняты, и ваша новая компания станет неконкурентоспособной. Или обратная проблема: могут быть введены новые ограничения на импорт компонентов, критически важных для будущего производства, что приведет к резкому росту затрат или станет совершенно невозможным, что приведет к свертыванию проекта.

Поэтому в сложившейся ситуации индивидуальным предпринимателям сложно сделать простое и быстрое восстановление, не осуществлять импортозамещающее производство самостоятельно, а наладить параллельный импорт товаров или просто войти в сферу услуг (кафе и т.д.) гораздо выгоднее работать над проектами, рестораны, развлечения и т д.).

Обратите внимание: Исторический спад японской экономики.

Поэтому в сложившейся ситуации наладить широкое импортозамещение чисто рыночными методами не представляется возможным. Нам нужны очень большие стимулы со стороны государства.

В настоящее время вся государственная помощь сводится к таксономии. Это классификация важных для государства направлений развития производств, которая позволяет банкам получать сниженные требования к капиталу и снижать ставки по кредитам на 1-1,5 процентных пункта при выдаче кредитов процентные пункты.

Снижение на 1,5 процентного пункта при ключевой ставке в 16% — это просто смешно. Поэтому основными факторами, определяющими траекторию роста экономики нашей страны, а главное, качество этого роста, являются те, при которых государство стимулирует (если оно того пожелает) развитие массового импортозамещения и технологического суверенитета сможем ли мы создать для этого действительно эффективные механизмы и распределить технологический суверенитет. Сумма средств, необходимых для этой цели.

Справедливости ради стоит отметить, что помимо поддержки таксономии у нас есть еще приоритетное кредитование отрасли, а также приоритетное ипотечное кредитование. Но в случае с промышленностью (в отличие от ипотеки) это разговоры по пунктам. Объем таких кредитов незначителен, а сроки короткие.

И здесь мы подходим к еще одному фактору, который повлияет на рост ВВП в этом году: судьба субсидированных ипотечных кредитов.

В настоящее время существует два основных типа субсидированной ипотеки: 8% для всех и 6% для семей. Эти две программы сопоставимы по объему выдачи и составляют большую часть всех субсидируемых ипотечных кредитов. В отличие от поддержки отраслей, государство готово выделить огромные средства на субсидирование ипотеки, но их все равно недостаточно.

Недавно президент Владимир Путин на встрече с победителями семейного конкурса озвучил удивительную цифру: поддержка ипотеки в 2024 году обойдется государству в 1 триллион рублей. Поэтому желание властей хоть что-то сделать с этой бездонной бочкой вполне понятно. В результате были ужесточены льготные условия по ипотечным кредитам, а первоначальный взнос поднят почти до заоблачных 30%.

Но уже из заявлений чиновников ясно, что как минимум один член семьи крупной программы субсидированной ипотеки будет сохранен. Льготы, очевидно, будут изменены, но в каком-то виде останутся (сейчас в Госдуме даже создана рабочая группа, которая занимается этим вопросом).

Поскольку строительство в последние несколько лет внесло столь значительный вклад в рост ВВП России, общий показатель роста ВВП будет в некоторой степени зависеть от условий продления этих программ.

Но именно это и есть вклад в конечный темп роста. С точки зрения качества экономического роста (в указанном выше смысле) влияние массового жилищного строительства весьма негативное.

Фактически в строительстве используются ограниченные ресурсы, которые можно было бы использовать для развития импортозамещающих производств.

Прежде всего, это трудовые ресурсы. Не секрет, что когда директоров многих промышленных компаний спрашивают, что им мешает расширять производство, они сразу говорят о нехватке человеческих ресурсов, особенно квалифицированных рабочих. Даже процентные ставки для них не имеют особого значения.

И здесь мы подходим к главному фактору, который, по нашему мнению, будет определять траекторию развития экономики в этом году – нехватке рабочей силы. На самом деле, это самая большая проблема. Многие другие проблемы либо являются результатом этого, либо значительно усугубляются. Таким образом, жесткая монетарная политика является результатом высокой инфляции, основной причиной которой является нехватка кадров. Компании переманивают своих сотрудников друг от друга более высокими зарплатами.

Трудности в развитии импортозамещения усугубляются также нехваткой квалифицированной рабочей силы. И это дополнительный фактор, объясняющий, почему наладить параллельный импорт проще, чем строить собственное производство. Для построения цепочек поставок нам нужны не работники, а в первую очередь служащие».

Поэтому в ближайшем будущем многое будет зависеть от того, как наше государство решит проблему дефицита рабочих профессий. Эффективного решения пока не придумали. И это наводит на грустные мысли о наших экономических перспективах.


Все последние новости и самое важное об импортозамещении можно найти в теме «Свобода прессы».

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: В чем ущербность российской экономики и что должно определять ее развитие в 2024 году.