
Несмотря на политические заявления о скором отказе от российских энергоресурсов, статистика текущего года демонстрирует парадоксальную тенденцию: поставки российского трубопроводного газа в Европу увеличились. Рост наблюдается по двум ключевым маршрутам — через украинскую газотранспортную систему и по одной из ниток газопровода «Турецкий поток».
1. Причины роста импорта
Эксперты выделяют несколько факторов, объясняющих эту ситуацию. Во-первых, на мировом рынке сократилось предложение сжиженного природного газа (СПГ), так как значительные его объемы были перенаправлены в Азию, где цены оказались более привлекательными.
Обратите внимание: Стратегия цифровой трансформации: зачем она нужна и можно ли обойтись без нее?.
Во-вторых, несмотря на заявления Киева о нежелании продлевать транзитный контракт с «Газпромом» после конца 2024 года, практические потребности европейской экономики пока берут верх над политическими решениями.Если европейские страны лишатся оставшихся каналов поставок российского газа, их зависимость от американского СПГ, вероятно, усилится. Это уже заметно на примере Финляндии, где доля американского СПГ в импорте резко выросла с нуля в 2021 году до 38-40% в текущем периоде.
2. Будущее транзита через Украину
Как пояснил «СП» заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов, формальный отказ от продления долгосрочного контракта не закрывает возможность для «Газпрома» поставлять газ на европейский рынок через Украину. Для этого потребуется участие в аукционах на свободные мощности газотранспортной системы, что технически возможно, если Киев не примет законодательных ограничений. Однако к 2027 году, когда ЕС планирует полностью отказаться от российского сырья, реализовать эти планы будет крайне сложно.
«Это принципиальный момент, который нужно проговаривать. Должна быть ясность по правилам транзита после 2024 года», — подчеркивает Фролов. Пока же европейским чиновникам приходится балансировать между долгосрочными декларациями и текущими экономическими реалиями.
3. Торговые точки и логистика
Ключевым хабом для торговли российским газом в Европе остается газораспределительный центр Баумгартен в Австрии. Существует вероятность, что в случае прекращения транзита через Украину, точка заключения сделок может временно сместиться к границе между Россией и Украиной, что создаст дополнительные логистические сложности.
4. Интервью с экспертом: Политика vs. Экономика
«СП»: Рост поставок российского газа в ЕС говорит о том, что европейцы, несмотря на напряженные отношения, по-прежнему заинтересованы в российских ресурсах?
— Эксперт: Да, поставки через Украину и «Турецкий поток» действительно выросли с начала года. Существует ошибочное мнение, что снижение потребления газа в Европе в 2022 году (на 20% по сравнению с 2021-м) — это необратимый тренд. На самом деле, ситуация может меняться в зависимости от экономической конъюнктуры и цен.
«СП»: Как следует воспринимать громкие заявления европейских политиков о независимости от России?
— Эксперт: Часто такие заявления — это попытка переложить ответственность. Обвиняя Россию, европейские политики маскируют собственные просчеты в энергетической политике, которые за последние 15 лет привели к уязвимости ЕС. Они создали зависимость, а теперь ищут виноватых.
«СП»: Каково газовое будущее Европы? Будет ли она продолжать покупать российский газ или окончательно перейдет на СПГ?
— Эксперт: Текущий рост поставок из России во многом обусловлен низкими ценами на трубопроводный газ. Альтернативные маршруты, такие как польский, заблокированы взаимными санкциями. Технически, по действующим коридорам можно нарастить поставки еще примерно на 20 млрд кубометров в год. Однако это не гарантирует, что Европа будет покупать этот газ в долгосрочной перспективе. Вопрос в том, восстановится ли спрос и как изменятся цены. Пока же наращивание идет, но неравномерно.
Последние новости о рынке нефти, газа, а также стоимости бензина и дизеля, — в теме «Свободной прессы».
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: ЕС готовится полностью отказаться от сырья из РФ к 2027 году, но пока не может без него обойтись.