Батька решил найти в Белоруссии нефтяной Клондайк и поставил геологоразведке новые задачи

Президент Беларуси Александр Лукашенко призвал профильные министерства увеличить темпы геологоразведочных работ в стране, чтобы обнаружить больше нефти и газа на территории страны. Как заявил белорусский лидер на конференции по развитию минерально-сырьевой базы, в советское время в Беларуси добывалось около 8 миллионов тонн нефти, а сегодня - всего около 2 тонн. По его мнению, это означает, что запасы нефти не до конца разведаны.

"Все знают природно-геологическое положение Беларуси. Мы добыли 9 миллионов тонн нефти (скажем, 8), а сейчас добываем около 2 миллионов тонн (попутный газ и т д.). Что произошло? Мне объяснили. "Это хорошо исследовано», но добавил: «не все знают, что находится под землей.

Доказанные промышленные запасы нефти Беларуси составляют около 45 миллионов тонн, но президент Лукашенко уверен, что это далеко не предел. В качестве доказательства он сообщил, что эти запасы увеличились на 14 млн тонн с 2016 по 2023 год, в том числе прирост на 2,5 млн тонн в 2023 году, что является рекордом за последние 40 лет.Он приводит факты.

Лидеры Беларуси полагают, что смогут найти еще больше нефти и, возможно, газа, если будут искать более внимательно. По его словам, если бы нынешнее годовое производство страны составляло 5 миллионов тонн вместо 2 миллионов тонн, "страна была бы богаче". Более того, по словам Президента Республики Беларусь, ресурсы страны являются «залогом суверенитета и стабильного экономического развития», особенно в условиях давления Запада.

Фактически годовая добыча нефти в Беларуси составляет менее 2 миллионов тонн. В прошлом году нам удалось увеличить его до 1,87 миллиона тонн, что является рекордом за последние 28 лет. По данным «Беларусьнефть», только из скважин, пробуренных в 2023 году, будет добыто 201 тысяча тонн сырья, что является беспрецедентным показателем.

В Беларуси регулярно открываются новые месторождения, например, в начале этого года еще одно месторождение было открыто в Гомельской области. В 2022 году здесь было обнаружено месторождение соли. Ресурсная база двух объектов оценивается в 1 млн тонн углеводородов.

Однако, как рассказал "Свободной прессе" главный аналитик Фонда национальной энергетической безопасности и эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, геологические изыскания и открытие новых скважин Беларуси не помогут, а только помогут поддерживать добычу нефти. Сохраните текущий уровень или немного увеличьте его. Но о 5 миллионах тонн нефти в год речи не идет. Потому что такое увеличение потребовало бы действительно больших запасов, и они были бы открыты еще в советское время.

"За последние 10 лет Беларусь стабильно добыла на своей территории около 1,6 млн тонн нефти", - говорит Игорь Юшков.

"Раньше они просто пускали все эти количества в нефтепровод "Дружба" и продавали в Германию. Они даже перерабатывали это сырье, потому что при экспорте нефти у них в бюджете были экспортные налоги. При этом можно было покупать российскую нефть по низким ценам без тарифов перерабатывать ее и продавать нефтепродукты.Белорусам было выгоднее экспортировать нефть в виде сырой нефти.Так и есть.

Неясно, где компания в настоящее время хранит свои 1,6 млн тонн нефти в год. Сейчас трудно экспортировать и продавать сырую нефть, поэтому я думаю, что они только перерабатывают ее. Хотя мы не исключаем, что Минск продает его по южной ветке нефтепровода «Дружба» куда-нибудь в Чехию, Словакию или Венгрию. Хотя таких данных сейчас в открытом доступе найти нельзя, похоже, эту нефть все же проще перерабатывать и продавать нефтепродукты на внутреннем рынке или экспортировать.

"СП": Возможно ли, как говорит Лукашенко, что в Беларуси обнаружатся крупные, доселе неизвестные месторождения нефти?

— Сейчас, похоже, в Беларуси уже невозможно найти крупные месторождения, которые позволили бы значительно увеличить добычу нефти. Все важные месторождения были разведаны еще во времена СССР.

Обратите внимание: Задачи по мировой экономике (ответы).

Никакой принципиально новой технологии поиска не появилось. Другой вопрос может заключаться в том, существуют ли известные месторождения с трудноизвлекаемыми запасами, например крупные сланцевые месторождения, разработка которых стала возможной благодаря более современным технологиям. Другими словами, это месторождения полезных ископаемых, разработку которых раньше было невыгодно, но о них знали все. Например, есть баженовская свита с огромными запасами, но ее технология еще не выбрана. У Беларуси нет таких больших резервов.

«СП»: А как насчет современных технологий? Не будет ли позволено увеличить производство в уже известных районах?

— Современные технологии в целом позволяют продлить срок жизни месторождений, повысить их рентабельность и эффективнее их разрабатывать. Вряд ли с помощью белорусской технологии удастся существенно увеличить производство, но максимум удастся повысить рентабельность производства. Но сейчас это сделать еще сложнее, потому что те же нефтяные санкции, которые применяются к России, распространяются и на Белоруссию.

Поставка оборудования также запрещена, а глобальных нефтесервисных компаний нет. Следовательно, рентабельность не может быть увеличена. Неясно, на что именно рассчитывает белорусский лидер.

Можно предположить, что Александр Григорьевич на самом деле не намерен наращивать собственное производство, а хочет зафиксировать российское производство под видом белорусского. Но я не уверен, зачем это нужно. Никаких дополнительных бонусов он не дает. Возможно, если белорусы договорятся с немцами о продаже им нефти.

Евросоюз ввел запрет на импорт белорусских нефтепродуктов, однако к содержанию санкционных ограничений следует внимательно отнестись, так как сырая нефть, вероятно, не подпадает под ограничения.

Если бы Беларусь поставляла Германии хотя бы прежний объем (1,6 млн тонн), это уже превысило бы тот объем, который Германия сейчас закупает у Казахстана. Возможно, Лукашенко хочет этим воспользоваться и продать российскую нефть под видом белорусской, но об этом можно только предполагать, официального подтверждения этому нет.

«СП»: А как насчет газа? Есть ли у Беларуси газовый потенциал?

— На территории Беларуси газ практически не добывается. Все, что они потребляют, импортируется из России. В Беларуси добывают торф, а газа нет вообще.

Единственным присутствующим газом является попутный газ нефтедобычи, но его количество незначительно, в основном это смесь пропана и бутана. Весь расход метана, поступающего по газопроводам, импортируется.

Когда речь идет о собственной добыче нефти и газа в Беларуси, возникает вопрос: "Зачем это делать, когда есть дешевое российское сырье?" «Газпром» продает газ Минску по цене $129 за тысячу кубометров. Учитывая необходимые инвестиции, даже если белорусы начнут что-то добывать, вряд ли это будет более прибыльно. Беларусь также покупает российскую нефть со скидкой.

Ранее цена представляла собой мировую цену на сырую нефть за вычетом экспортных пошлин. В настоящее время этот механизм упразднен, но на него распространяется демпферный компенсационный механизм, аналогичный российским НПЗ. С экономической точки зрения может даже возникнуть вопрос: что для них выгоднее – внутреннее производство или импорт из России? И вполне возможно, что покупать нефть в России будет дешевле.


Последние новости о рынке нефти и газа, стоимости бензина и дизтоплива — в «Темах свободной прессы».

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Батька решил найти в Белоруссии нефтяной Клондайк и поставил геологоразведке новые задачи.