С начала 2024 года геополитический ландшафт претерпел значительные изменения: в состав БРИКС официально вошли пять новых государств — Египет, Иран, ОАЭ, Саудовская Аравия и Эфиопия. Расширение с пяти до десяти участников превратило альянс в мощный полюс силы, который все чаще сравнивают с западной «Большой семеркой» (G7). Однако прямое сравнение по таким параметрам, как численность населения, территория, объем ВВП и экспорта, уже не отражает всей полноты картины. Экспертный консенсус сводится к тому, что баланс сил неуклонно смещается в пользу БРИКС, и эта тенденция будет только усиливаться в ближайшие годы.
1. Экономический вес: цифры говорят сами за себя
Динамика экономического роста стран-основателей БРИКС (Китай, Индия, Россия, Бразилия, ЮАР) впечатляет. Если в 2009 году их совокупная доля в мировом ВВП, рассчитанная по паритету покупательной способности, составляла 25,65%, то к 2022 году она впервые превзошла показатель G7, достигнув 31,54% против 30,34%. По итогам 2023 года разрыв продолжил увеличиваться: 32,14% у БРИКС против 29,92% у «семерки». Таким образом, за полтора десятилетия доля альянса выросла на 6,4 процентных пункта, в то время как влияние G7 сократилось на 5,15 пункта.
Расширение состава лишь усиливает этот тренд. На долю десяти текущих членов БРИКС+ уже приходится свыше 35% мирового ВВП, что более чем на 5 пунктов превышает показатель G7. При этом около двух десятков государств, включая такие крупные экономики, как Индонезия, подали заявки на вступление или рассматривают такую возможность. В перспективе, с присоединением новых участников, доля альянса может превысить 40% глобального экономического производства.
2. От политической интеграции к экономическому сотрудничеству
Важно понимать, что текущее расширение БРИКС — это в первую очередь процесс политической, а не экономической интеграции. Торгово-экономические связи между многими странами-участницами пока остаются слабыми. Однако это не означает, что альянс не может быстро добиться конкретных результатов. Одним из перспективных направлений является координация действий на международных товарных рынках, где страны БРИКС обладают значительным влиянием — например, в сферах торговли золотом, сталью, углем, титаном, автомобилями и железной рудой. Создание таких товарных картелей по аналогии с ОПЕК могло бы стать мощным инструментом экономического влияния.
3. Реформа международных институтов: вызов статус-кво
Ключевой задачей для БРИКС+ становится реформа устаревших международных финансовых институтов, десятилетиями контролируемых Западом, — Всемирной торговой организации, Группы Всемирного банка и, в особенности, Международного валютного фонда (МВФ).
С момента основания МВФ находится под доминирующим влиянием США и их союзников. Несмотря на уставное требование пересматривать квоты голосов каждые пять лет с учетом изменений в мировой экономике, процесс реформ искусственно тормозится. Последнее значимое перераспределение в пользу развивающихся стран произошло в 2010 году (14-й пересмотр), когда доля БРИКС увеличилась на 3,2%. Последующие пересмотры (15-й и 16-й) фактически закончились безрезультатно из-за сопротивления Запада.
В декабре 2023 года МВФ объявил о решении увеличить общий капитал фонда на 50%, но не изменил распределение голосующих долей. При этом следующая возможность реформы (17-й пересмотр) отложена как минимум до июня 2025 года. Фактически, конкретных изменений в пользу развивающихся экономик не стоит ожидать до конца этого десятилетия.
4. Вопиющий дисбаланс и необходимость альтернатив
Сложившаяся ситуация демонстрирует вопиющий дисбаланс. На долю пяти стран-основателей БРИКС приходится более 32% мирового ВВП, но их совокупная квота в МВФ составляет лишь 14,7% (Китай — 6,4%, Россия — 2,7%, Индия — 2,7%, Бразилия — 2,3%, ЮАР — 0,6%). Для сравнения, только США обладают долей в 16,5%, а совокупная квота G7 превышает 37%, что более чем в 2,5 раза больше, чем у БРИКС, несмотря на меньшую долю в глобальной экономике.
Этот дисбаланс становится неустойчивым. Некоторые американские политики открыто заявляют, что если доля США в МВФ упадет ниже 15%, организация может стать для них неуправляемой. Многие эксперты предрекают МВФ постепенный крах в его нынешнем виде.
В этих условиях странам БРИКС+ необходимо активизировать усилия по созданию собственных, альтернативных финансовых институтов и механизмов. Расширенному альянсу пора задуматься о формировании новой архитектуры международных финансов — своего «Бреттон-Вудса XXI века», который сможет обеспечить стабильность в случае дальнейшей эрозии существующей системы. Ответственность за формирование будущего мировой экономики постепенно переходит к странам «десятки».
Обратите внимание: Как поднять экономику? Три фактора официальной позиции..
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Странам «десятки» скоро предстоит взять на себя ответственность за мировую экономику.