В исторических хрониках иногда встречаются истории о конфликтах советских военачальников с высшим руководством, но случай с Дмитрием Шмидтом стоит особняком. Этот человек, по свидетельствам, не просто спорил, а открыто угрожал самому Иосифу Сталину, обещая «отрезать уши». Кем же был этот неординарный командир, осмелившийся на такое, и как сложилась его судьба после дерзкого выпада?
1. Буйный нрав и путь в революцию
Дмитрий Аркадьевич Шмидт, чьё настоящее имя — Давид Аронович Гутман, был личностью скандальной и противоречивой. Его биография пестрит эпизодами, граничащими с легендой: то он чуть не застрелил обидчика супруги, то ворвался на лошади в чужую квартиру. Одни видели в нём самодура и тирана, другие — отчаянно храброго и преданного делу революции командира. Сходились в одном: Шмидт был человеком незаурядным.
До войны он, выходец из бедной еврейской семьи под Полтавой, успел поработать землекопом, железнодорожником и даже киномехаником. Его артистическая натура и склонность к эпатажу, как он сам объяснял, шли от юношеской мечты о цирке. Возможно, страна получила бы талантливого артиста, но жизнь изменила Первая мировая война. Ранние годы Шмидта плохо документированы, и хотя ходят слухи, что он был полным георгиевским кавалером, подтвердить это сложно.
Д.А. Шмидт (1896-1937). Фотография находится в открытом доступе.
В 1915 году прапорщик Гутман вступил в партию большевиков, взяв себе звучный псевдоним — лейтенант Шмидт, в честь знаменитого революционного моряка. В 1917 году он ненадолго пошёл по стопам кумира, служа на флоте, но уже в январе 1918-го вернулся в родные Прилуки, чтобы с оружием в руках бороться за советскую власть.
2. От партизанского командира до героя Гражданской войны
Как отмечает историк С.Е. Лазарев в работе «Шмидт: исторический портрет на фоне эпохи», карьера Шмидта была полна опасностей. В 1918 году его, командира партизанского отряда, схватили петлюровцы и приговорили к расстрелу. Раненый, он чудом выжил. Его отряд, выросший в целую бригаду, стал грозной силой в борьбе с войсками Петлюры. Личная храбрость Шмидта, который, будучи раненным, продолжал командовать боем, была отмечена осенью 1920 года орденом Красного Знамени.
Интересно, что ходатайство о награждении подписал лично Иосиф Сталин, в то время член Реввоенсовета Южного фронта. Так будущие непримиримые противники на короткое время оказались по одну сторону баррикад.
3. На страже границ и в оппозиции
После основных сражений Гражданской войны Шмидт, командуя 17-й красноказачьей дивизией, занимался ликвидацией бандформирований на западных границах. Его бойцы не только воевали, но и помогали восстанавливать мирную жизнь: налаживали работу сахарных заводов в Подолии, организовывали избы-читальни и ликбезы.
Черные казаки. Фотография в свободном доступе.
Однако с окончанием войны ожесточённая борьба переместилась внутрь армейского руководства. Шмидт, вместе с комкором Виталием Примаковым и комдивом Семёном Туровским, входил в так называемую «черновицкую» группу, которая открыто критиковала военную политику Климента Ворошилова и Семёна Будённого и симпатизировала Льву Троцкому и левой оппозиции.
4. Роковая угроза и трагический финал
В декабре 1927 года, после исключения Троцкого из партии, Шмидт приехал на съезд ВКП(б), чтобы вступиться за опального лидера. Именно тогда, согласно воспоминаниям дипломата Александра Бармина, произошла знаменитая сцена в Кремле. Разгневанный Шмидт, по одной версии, обругал Сталина по-солдатски и пригрозил зарубить его шашкой, по другой — лаконично пообещал: «Смотри, Коба, я отрежу ему уши!» Сталин, как отмечают свидетели, отреагировал с ледяным спокойствием, не удостоив угроз ответом.
Д. Шмидт (1896-1937). Фотография в общественном достоянии.
Расплата, однако, была лишь вопросом времени. В 1936 году, на волне Большого террора, Шмидта арестовали по обвинению в участии в троцкистской контрреволюционной организации. Почти год длилось следствие, в ходе которого он, вероятно под давлением, дал показания против других военных. На суде Шмидт пытался отречься от них, заявляя о пытках, но это не помогло. 20 июля 1937 года приговор был приведён в исполнение. Таким образом, его давняя угроза в адрес Сталина, наряду с политической позицией, стала одной из причин трагического конца отчаянного командира.
Подписаться.
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: Он ругал Ворошилова и пережил расстрел.