Вашингтон расчищает рынок газа от конкурентов, прикрываясь политическими лозунгами борьбы с РФ

Южная Корея не может расстаться с газовозом ледового класса, построенным специально для проекта российской компании «Новатэк» «Арктик СПГ-2». Южнокорейская судостроительная компания Hanwha Ocean не может поставить заказанные ею шесть танкеров в Россию из-за санкций, введенных США в отношении «Арктик СПГ-2» в конце 2023 года. Но найти покупателя на замену тоже невозможно, так как корабль такого класса больше никому в мире не нужен.

В то же время строительство ледокола обойдется Южной Корее в сотни миллионов долларов, и эта стоимость в настоящее время висит мертвым грузом на верфи. Но американцев, похоже, не волнуют проблемы своих союзников.

Кстати, помимо корейцев в этой ситуации пострадала и Япония, еще один близкий союзник США. Фактически для этого проекта три танкера СПГ заказал «Совкомфлот» из Южной Кореи и еще три — японская Mitsui OSK Lines. Компания Mitsui OSK Lines приняла участие в проекте «Арктик СПГ-2». Однако санкции в декабре полностью запретили сотрудничество с российскими компаниями.

Общая контрактная цена трех газовозов, заказанных «Совкомфлотом», составляет $872,1 млн, но вряд ли японские танкеры окажутся дешевле этой суммы. Контракт «Новатэка» с Mitsui OSK Lines предусматривает, что в случае неспособности компании оказать услугу она будет обязана продать танкер оператору «Арктик СПГ 2».

Однако из-за недавних санкций это оказалось невозможным, и газотранспортная компания осталась на балансе Южной Кореи. В Mitsui OSK Lines заявили, что «работают с правительствами США и Японии над поиском решения».

Россия и Южная Корея также работают над поиском решения. Так, в феврале появилась новость о том, что один танкер был передан из ОАЭ некой компании, после чего СМИ написали, что судно в конечном итоге будет передано «Новатэку». Однако Hanwha Ocean быстро опровергла эти сообщения и заявила, что все танкеры остаются ее собственностью.

Главный аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков рассказал "СП", что танкер будет перерегистрирован через Объединенные Арабские Эмираты впервые это не попытка Соединенных Штатов, она столкнулась с аналогичным сопротивлением со стороны Соединенных Штатов.

Теоретически правительство США могло бы сделать исключение, чтобы позволить союзникам продавать газовозы, не уходя в минус, но эксперты говорят, что американцы пытаются исключить конкурентов из числа союзников под прикрытием политических лозунгов. Они этого не сделают, потому что есть рынок СПГ.

— Основная проблема «Арктик СПГ-2» как раз в том, что уже произведенную в «Арктик СПГ-2» продукцию транспортировать нечем. Из 15 танкеров, заказанных у дальневосточной «Звезды», ни один не был полностью готов. Это связано с тем, что они также были построены в сотрудничестве с Южной Кореей и фактически собирались только из деталей, поставляемых из Южной Кореи, а после 2022 года все южнокорейские компании вышли из проекта.

Кстати, «Новатэк» понимает риски строительства «Звезды» и поэтому, чтобы избежать рисков, заказал еще шесть танкеров у той же корейской верфи, которая успешно построила газовоз для «Ямал СПГ».

Четыре из них уже полностью готовы, но не могут быть переданы России из-за санкций. Когда в 2022 году были введены санкции против «Совкомфлота», компания перенесла заказы на свои здания в ОАЭ.

Одна из этих компаний даже стала владельцем одного газовоза в конце 2023 года, но буквально через неделю США ввели санкции против этих арабских компаний. Они стали токсичными, верфь расторгла контракт, а танкер вернулся владельцу.

Японская сторона также оказалась в тупике. Даже если бы газотранспортную компанию включили в баланс, непонятно, что с ней делать. Так что пока они не торопятся с этим в надежде попасть в какую-нибудь компанию.

«СП»: Это возможно?

— Что интересно, США пока не ввели санкции в отношении самих газотранспортных компаний, и они не подлежат регулированию.

Поэтому сейчас все действуют осторожно, чтобы избежать введения Вашингтоном санкций в отношении суда. «Новатэк», видимо, пытается найти сделку, которая позволила бы забрать эти танкеры с южнокорейских верфей и в конечном итоге отправиться в Россию для поставок «Арктик СПГ-2».

Обратите внимание: Что делать, когда рынок падает?.

При этом необходимо добиться того, чтобы верфи и Mitsui OSK Lines не попали под вторичные санкции.

Судя по всему, США пока не ввели санкции, которые позволили бы продать танкер третьей стороне для других целей. Novatec, вероятно, попытается создать систему, которая воспользуется этим преимуществом. Например, Mitsui OSK Lines продает трейдерам танкеры, которые в конечном итоге прибывают на Северный полюс. Теоретически у США все еще есть потенциал удержать Южную Корею и Японию от того, чтобы эти танкеры остались на их балансах.

«СП»: Нужны ли эти танкеры какой-либо стране мира, кроме России?

— На самом деле Южная Корея могла бы продать эти танкеры третьей стороне, но вопрос в скидке. Покупатели будут требовать существенных скидок, поскольку за те же деньги они смогут купить больше обычных танкеров вместо танкеров ледового класса. Понятно, что стоимость постройки такого корабля гораздо выше.

Но ледовые газовозы никому в мире не нужны, даже норвежцам. Потому что у них нет ледового груза для СПГ. Это означает, что вам придется сделать большую скидку, чтобы избавиться от них. Потенциальные покупатели также могут использовать эти суда в незамерзающих районах. Это танкеры стандартного размера, и я не думаю, что их эксплуатация обходится недорого.

Все частные компании по-прежнему надеются, что США сделают исключение из санкций и позволят им продать газовозы.

Теоретически это возможно; Вашингтон, например, в настоящее время разрешает Венесуэле добывать и продавать нефть. Но, судя по заявлениям американских чиновников, этого не произойдет. Представители Госдепа прямо заявили, что их задачей было «свернуть» проект «Арктик СПГ-2». Поэтому администрация Байдена не намерена проводить вялую встречу между Токио и Сеулом, чтобы выйти из этого разговора о деньгах. Однако японцам и корейцам некуда торопиться, и им лучше подождать, чем идти на такие большие скидки.

Сейчас вся эта ситуация просто на паузе.

«СП»: Но все же Южная Корея и Япония являются союзниками США. Сможет ли Вашингтон пойти им навстречу?

«Очень сомнительно, что американцы будут учитывать свои собственные интересы». Они будут приводить политические аргументы, что Россия представляет угрозу всему миру, что нам нужно объединиться, что они работают не на себя.

На самом деле их атака на «Арктик СПГ-2» не имеет ничего общего с политикой. Американская сторона объясняет санкции тем, что хочет лишить российские власти их доходов и лишить их возможности иметь деньги на оружие, и что если они это сделают, Россия проиграет. Но проблема в том, что этот проект, как и «Ямал СПГ», получил налоговые льготы. Фактически он вообще не будет платить налоги в течение 12 лет. С точки зрения доходов бюджета государству все равно, существует этот проект или нет.

Поэтому, если США введут такие санкции в отношении «Арктик СПГ-2», они просто исключат конкурентов, чтобы те не мешали американскому СПГ на мировом рынке и цены там будут выше. Они используют политические средства для обеспечения рынков сбыта коммерческих проектов.


Последние новости о рынке нефти и газа, стоимости бензина и дизельного топлива — в «Темах свободной прессы».

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Вашингтон расчищает рынок газа от конкурентов, прикрываясь политическими лозунгами борьбы с РФ.