
Сложная ситуация сложилась вокруг шести специализированных газовозов ледового класса, построенных южнокорейской верфью Hanwha Ocean для проекта российской компании «Новатэк» «Арктик СПГ-2». Введение США санкций в конце 2023 года заблокировало передачу этих судов заказчику. Однако найти им альтернативного покупателя практически невозможно, поскольку столь специфичные ледокольные танкеры больше никому в мире не требуются. В результате дорогостоящие активы, стоимостью в сотни миллионов долларов каждый, простаивают, нанося ущерб корейскому судостроителю. Примечательно, что проблемы своих азиатских союзников, похоже, мало волнуют Вашингтон.
1. Союзники в тупике: убытки Японии и Южной Кореи
В аналогичном положении оказалась и Япония. Три танкера для того же проекта были заказаны японской судоходной компанией Mitsui OSK Lines, а ещё три — российским «Совкомфлотом» на южнокорейских верфях. Общая стоимость контрактов исчисляется миллиардами долларов. Санкции США, полностью запретившие сотрудничество с российскими партнёрами, поставили японскую сторону перед сложным выбором. Согласно контракту, в случае срыва поставки Mitsui OSK Lines обязана продать судно оператору проекта, но санкции делают такую сделку невозможной. Компания вынуждена держать дорогостоящий актив на своём балансе, ведя переговоры с правительствами США и Японии в поисках выхода.
2. Попытки обхода санкций и жёсткая реакция США
Стороны пытались найти юридические лазейки. Появлялась информация о перерегистрации одного из танкеров через компанию в ОАЭ с последующей передачей «Новатэку», но верфь Hanwha Ocean эти слухи опровергла. Ранее «Совкомфлот» уже пытался перенести заказы на свои структуры в Объединённых Арабских Эмиратах. Однако США оперативно ввели санкции и против этих арабских компаний, вынудив расторгнуть сделку и вернуть судно. Этот прецедент показывает, что Вашингтон внимательно следит за любыми попытками обойти ограничения и готов применять вторичные санкции.
3. Экспертное мнение: реальные цели санкций
По словам главного аналитика Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова, США теоретически могли бы сделать исключение для союзников, позволив им продать танкеры и избежать гигантских убытков. Однако эксперты полагают, что под прикрытием политических лозунгов о борьбе с Россией Вашингтон решает коммерческие задачи — устраняет конкурентов с глобального рынка сжиженного природного газа (СПГ).
Ключевая проблема «Арктик СПГ-2» сейчас — отсутствие флота для транспортировки уже произведённого топлива. Собственное судостроение в России, например, на дальневосточной верфи «Звезда», также столкнулось с трудностями из-за зависимости от южнокорейских комплектующих. «Новатэк», предвидя риски, заранее заказал танкеры в Корее, но и они оказались в санкционной ловушке.
4. Тупиковая ситуация и стратегия ожидания
В настоящее время ни у Южной Кореи, ни у Японии нет ясного решения. Продать ледокольные газовозы третьей стране крайне сложно — такие суда никому, кроме России, не нужны. Потенциальные покупатели будут требовать огромных скидок, так как за те же деньги можно приобрести больше обычных танкеров. Использовать же их в незамерзающих водах невыгодно из-за высокой стоимости эксплуатации.
Все вовлечённые частные компании пока надеются, что США смягчат свою позицию и предоставят исключение из санкционного режима, подобно тому, как это было сделано для Венесуэлы. Однако, судя по заявлениям официальных лиц Госдепартамента, чьей задачей является «свёртывание» проекта «Арктик СПГ-2», этого не произойдёт. Администрация Байдена не намерена идти навстречу Токио и Сеулу, чтобы вывести их из финансового кризиса. Союзникам остаётся только ждать, не желая списывать активы с огромным дисконтом.
5. Политика как прикрытие для экономической конкуренции
Эксперты сомневаются, что США будут учитывать экономические интересы своих партнёров. Под предлогом лишения России доходов от продажи энергоресурсов Вашингтон, по сути, расчищает рынок для собственного СПГ. Игорь Юшков отмечает, что проект «Арктик СПГ-2», как и «Ямал СПГ», пользуется значительными налоговыми льготами и в ближайшие годы не будет приносить существенных доходов в российский бюджет. Следовательно, санкции не достигают декларируемой политической цели, но эффективно устраняют будущего конкурента, что позволит поддерживать высокие мировые цены на газ в интересах американских экспортёров. Таким образом, политические инструменты используются для обеспечения коммерческих преимуществ.
Обратите внимание: Что делать, когда рынок падает?.
Последние новости о рынке нефти и газа, стоимости бензина и дизельного топлива — в «Темах свободной прессы».
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Вашингтон расчищает рынок газа от конкурентов, прикрываясь политическими лозунгами борьбы с РФ.