Хоронить российскийскую «трубу» рано, события в мире могут больно ударить по морскому транспорту

Qatar Energy подписала долгосрочные соглашения о тайм-чартере с четырьмя международными судовладельцами на эксплуатацию 19 новых современных газовозов СПГ. Об этом сообщил отдел по связям с общественностью компании.

Соглашение охватывает эксплуатацию шести судов CMES, шести судов Shandong Marine Energy и трех судов MISC Berhad, которые строятся на южнокорейской верфи Samsung Heavy Industries.

остальные четыре судна будут эксплуатироваться совместным предприятием Kawasaki Kisen и Hyundai Globis, а также будут построены южнокорейской компанией Hanwha Ocean. Каждый газовоз имеет вместимость 174 000 м3.

«Эти суда будут поддерживать мощности по производству СПГ на севере Катара и в районе Золотого перевала США, а также удовлетворять долгосрочные потребности в замене флота», — заявил министр энергетики Катара и государственная компания Саад Шерида Аль-Кааби, сказал президент.

Общее количество танкеров, на которые компания подписала тайм-чартеры с 2022 года, достигло 104. Согласно отчету Bloomberg, Катар планирует увеличить производственную мощность своих северных нефтяных месторождений с нынешних 77 миллионов тонн СПГ до 142 миллионов тонн к 2030 году, для чего потребуется больше газовозов. По данным издания, в последние годы проекты в Австралии и США экспортировали примерно одинаковые объемы этих трех стран, а Катар теперь планирует вернуть себе доминирование на мировом рынке СПГ.

В ответ правительство РФ одобрило заключение соглашения с «Новатэком» о намерении развивать мощности по производству СПГ в России до 2030 года. Как ранее заявлял вице-премьер Александр Новак, Россия планирует увеличить производство СПГ до 110 млн тонн в год в 2030 году, что позволит ей захватить 20% мирового рынка этого топлива. Объем производства в 2023 году составил около 33 млн тонн.

Непонятно, как можно достичь таких показателей на фоне санкций США в отношении проекта «Арктик СПГ-2». Компания уже столкнулась с нехваткой танкеров и была вынуждена сократить производство.

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Грибак сообщил, что хотя «Арктик СПГ-2» сталкивается с трудностями, он считает, что ведутся работы по построению нового логистического плана.

«Очень жаль, что мы не подготовились заранее». Таким образом, были некоторые гарантии, которые были нарушены так называемыми западными партнерами.

Я думаю, они работают над решением проблемы, но у них есть варианты. Это займет больше времени, чем вы планировали в предыдущем варианте, но вы найдете какое-то решение.

"СП": Учитывая, что те же американцы в последнее время серьезно нарастили свои производственные мощности, смогут ли они серьезно подстегнуть конкурентов?

— Американцы опережают катарцев. В целом США по-прежнему опережают Катар по количеству инвестиционных решений и строящихся заводов, но в ближайшие годы станут дополнительным источником СПГ на мировом рынке.

СП: Значительно ли сейчас растет мировое производство СПГ?

— В последнее время мы не видим большого роста, поскольку завершаем строительство нашего предыдущего объекта и принимаем новые инвестиционные решения, которые будут приняты с 2027 по 2030 год. На данный момент рост очень небольшой.

«СП»: Производство и экспорт СПГ не предполагает захоронение трубопроводного газа?

- Я так не думаю. После морской транспортировки большая часть СПГ поступает в газотранспортную систему и поставляется потребителям по газопроводам. Поэтому, если по газопроводам можно доставлять газ этим самым потребителям и для этого есть географические условия, то на расстояния в 4-5 тысяч километров трубопроводный газ гораздо эффективнее.

Конечно, есть определенные политические решения. Это элемент политического давления и форма недобросовестной конкуренции. Это приводит к тому, что люди, принимающие подобные решения, испытывают энергетические кризисы и экономические проблемы.

Станислав Митрахович, главный эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета РФ, отмечает, что в настоящее время в мире существует три крупнейших страны-производителя СПГ: США, Австралия и Катар.

— У всех этих стран есть планы по расширению производства СПГ. Это синхронно с планами по закупке новых танкеров. В основном они строятся Южной Кореей и Китаем, а в будущем могут быть построены и другими странами, такими как Россия.

В Катаре имеется очень большое Северное месторождение.

Обратите внимание: "Чего ждать россиянам" Могут ли "Навальные" санкции привести к проблемам экономики в 2021 году?.

Американские инвесторы активно присутствуют в стране. Кстати, не все суда, перевозящие катарский СПГ, родом из его собственной страны, используются также судоходные компании других стран, в том числе Европы и США.

У США есть амбициозные планы по вводу новых мощностей по сжижению газа в конце 2010-х годов. Соединенные Штаты являются энергетической сверхдержавой, по крайней мере, когда дело касается углеводородов. Планы добычи там огромны и, вероятно, будут осуществляться в больших масштабах.

Австралия представляет собой еще более спорный вопрос. Стоимость заявленных проектов растет очень быстро, поэтому возможно увеличение добычи и добычи, но не в таких масштабах, как в США или Катаре.

Существует риск переполнения рынка из-за перепроизводства газа. Но произойдет ли это, зависит от того, какой спрос существует в нынешних концах 10-х и начале 30-х годов. Существуют различные прогнозы, в том числе связанные с Китаем.

Все это необходимо учитывать, особенно с учетом масштабных планов по СПГ. Надо учитывать, что на рынке очень сильные конкуренты.

«СП»: Как это отразится на трубопроводных поставках?

«Все зависит от того, на какой части мира мы фокусируемся.

Чем больше будет усиливаться конкуренция со стороны СПГ, тем больше компаний, продающих газ по трубопроводам, будут вынуждены это учитывать. Россия поставляет Китаю по «Силе Сибири» и хочет поставлять по новому проекту «Силы Сибири-2», но договоренность пока не достигнута. Есть газопровод из Мьянмы в Китай, есть газопровод «Средняя Азия-Китай», по которому идет газ из Туркменистана, Казахстана и Узбекистана.

Необходимо учитывать все, включая формулу ценообразования. Например, по данным "Силы Сибири", официально заявлено, что это связано с ценами на нефть.

Возможно, Китай убедит Россию согласиться на ценообразование, связанное с углем, например, на фоне возможного наличия СПГ. Нас это мало интересует. Например, спрос Китая увеличится, ему понадобится газ, а главное, его возможности по поставкам СПГ по всему миру могут быть ограничены военными конфликтами в течение нескольких лет.У него есть свои уникальные претензии.

Для сравнения, у США газа много, но если ситуация вокруг Тайваня ухудшится, например, нет никакой гарантии, что он дойдет до Китая. В этом случае было бы логично, чтобы Китай получал газ, поставляемый Россией, по новому трубопроводу, но в Пекине эта дискуссия пока не услышана, а контракта на «Сибирскую державу-2» нет.

«СП»: У Китая есть «Сила Сибири». Сделает ли увеличение поставок СПГ этот газопровод просто нерентабельным?

— «Сила Сибири» работает и постепенно выйдет на максимальную мощность (38 миллиардов кубометров в год). Ожидается, что это произойдет примерно в следующем году. Возможна установка дополнительного оборудования, увеличивающего подачу по этой трубе.

Кстати, она качает больше. Часть газа будет перерабатываться на Амурском газоперерабатывающем заводе «Газпрома» и Амурском комплексе «Сибура», который технически подключен».


Последние новости о рынке нефти и газа, стоимости бензина и дизтоплива — в «Темах свободной прессы».

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Хоронить российскийскую «трубу» рано, события в мире могут больно ударить по морскому транспорту.