Активность хуситов в Красном море вынуждает крупных экспортеров Северного полушария искать новые торговые пути. Западные логистические компании отправляли грузовые суда по всей Африке.
Йеменская группировка «Ансар Аллах», похоже, пока не угрожала судам, перевозящим грузы из России и Китая, хотя один китайский танкер, перевозивший российскую нефть, уже был случайно атакован в Красном море в конце марта. Инцидент усилил споры о пригодности для Китая альтернативных маршрутов для перевозки товаров в Европу через Россию.
Этот путь существует. Контейнерные грузы, перевезенные по железной дороге из Китая в ЕС через Россию, за первые три месяца 2024 года выросли на 44% по сравнению с первым кварталом прошлого года. Об этом сообщил заместитель генерального директора РЖД, директор Центра корпоративного транспортного обслуживания Алексей Широ. По его словам, ежегодный рост будет в пределах 30-40%.
В натуральном выражении это означает, что с января по март через Россию прошло 90 000 TEU (стандартная 20-футовая контейнерная вместимость). А к концу года это число превысит 300 тысяч.
И это именно то, что представляет собой железная дорога. Сухопутные перевозки китайских товаров также демонстрируют рост, но статистика пока не собирается.
Однако одних только рыночных прибылей будет недостаточно для роста транзита Китая через Россию. Требуется также, чтобы условия железных и автомобильных дорог, соединяющих Дальний Восток и европейскую часть России, позволяли увеличить транспортные мощности.
Председатель комитета по транспорту и логистике Делового центра СНГ, директор Института логистики и управления цепями поставок Игорь Прохин рассказал «Свободной прессе», сколько китайских грузов смогут пропустить наши дороги и насколько китайские грузы вырастут о том, потребуются ли большие объемы инвестиций для достижения этой цели их грузоподъемность.
«СП»: Игорь Викторович, Россия на фоне блокады Красного моря в полной мере использует свои возможности для увеличения транзита через нашу территорию из Китая?
— Восточный вокзал работает на пределе своих возможностей, ежегодно увеличивая пропускную способность за счет оптимизации движения и реконструкции некоторых участков пути. Однако взимаемая сумма представляет собой проценты, а не время. Значительное увеличение пропускной способности вряд ли будет достигнуто в ближайшем будущем без значительных инвестиций.
Наземные перевозки из Китая имеют хороший баланс между спросом и предложением. Хотя она не выросла так резко, как российские железные дороги, ее дороги и контрольно-пропускные пункты справились.
«СП»: Водители жалуются на состояние дорог, приводя в качестве негативного примера «Мост Дружбы» в Хэйхе-Благовещенске. На китайской стороне 8 полос движения отличного качества, а на нашей стороне дорога, похожая на проселочную.
"Нам необходимо модернизировать как дорожную сеть, так и связанные с ней парковки, зоны питания и отдыха. Но водители будут ездить. Любой желающий может поехать. Мы также должны понимать, что никто не собирается начинать глобальную реконструкцию" в интересах водителей-дальнобойщиков.
«СП»: Но в будущем автомобильные перевозки из Китая, вероятно, вырастут многократно.
- Я не знаю. Для большинства товаров автомобильный транспорт менее выгоден, чем железнодорожный или морской. Поэтому большая пропускная способность не требуется. Как и сейчас, наиболее популярным маршрутом по-прежнему будут автомобильные перевозки из Китая в соседние с Россией регионы, а не по стране.
Я не думаю, что возможно привлечь китайские инвестиции для восстановления дорог на востоке. Китай будет инвестировать в транспортные проекты «Пояса и пути» (через Кыргызстан, Казахстан и оккупировать Россию только на западе), предположил Игорь Прохин.
Директор Института экономики транспорта и транспортной политики факультета высшей экономики НИУ Михаил Блинкин сравнил масштабы контейнерных перевозок морским транспортом в Китае и железнодорожным транспортом через Россию.
— Транссибирская магистраль способна обрабатывать около 1 миллиона контейнеров. Если мы будем усердно работать, мы сможем достичь 1,5 миллиона TEU. При этом только порт Шанхая выпускает 40 миллионов контейнеров по всему миру.
Для России наблюдаемый сейчас рост контейнерных потоков из Китая очень выгоден. Мечта каждой страны – жить транзитом.
Обратите внимание: Пришло время интересных фактов - каждое седьмое российское предприятие работает в убыток.
Это доход из ничего. Однако железнодорожный транспорт может конкурировать с морским только по группам товаров, доставку которых необходимо срочно. Поскольку это скоропортящиеся продукты и промышленные детали, конвейер никогда не останавливается.Для всех остальных видов грузов время в пути не имеет значения. Точное время прибытия важно, чтобы избежать пустых или переполненных складов. В этом смысле морской транспорт не имеет конкурентов. И вот, это заняло много времени. Во время отправки товары будут храниться на грузовом судне. Это дешевле, чем хранить его на складе в Амстердаме.
И важно, чтобы большинство грузов доставлялось вовремя и недорого.
«СП»: Насколько нужно расширить Восточный учебный центр, чтобы получать больше доходов от перевозок, особенно от торговли с Китаем?
— Провозная способность определяется тоннами, а не ценами на грузы в долларах или юанях. А на восточной стороне участка есть тонны угля. Хорошо, что у нас так много других грузов, но уголь составляет более двух третей общего тоннажа. А если подумать, какая мощность должна быть на восточной площадке, такая ли она, как в прошлом году, в 173 млн тонн, или ее нужно увеличить до 200 млн или 250 млн тонн, то насколько? транспортировать энергетический уголь. В будущем поедем в Китай.
Коксующийся уголь будет нужен всегда, но в небольших количествах, и рано или поздно сжигание энергетического угля будет прекращено. Когда это происходит?
Разве мы не можем вкладывать деньги в строительство новых линий, не зная, понадобятся ли они нам? И что произойдет, когда даже те, которые уже существуют, начнут игнорироваться?
В то же время мы все знаем, сколько Китай будет потреблять в ближайшие пять лет. Вероятно, сами китайцы не знают, будут ли они использовать уголь в энергетических целях через 10 лет. Рассматриваются планы по переходу на газ и возобновляемые источники энергии.
``СП'': Минэнерго прогнозирует, что спрос на уголь в Китае сохранится до середины этого столетия.
«Если бы мы были в этом убеждены, мы бы сами нашли деньги на расширение полигона и выстроились бы инвесторы.
Владимир Полеванов, заместитель директора госфонда "Российские стратегические ресурсы", предполагает, что в ближайшее время Россию будут провоцировать на неразумные инвестиции в неопределенное будущее:
— Какие транспортно-пересадочные узлы развивать, а какие поддерживать в рабочем состоянии — вопросы, требующие серьезного анализа. Поэтому предложения, требующие определения пожарной чрезвычайной ситуации, должны быть немедленно исключены.
Есть правила переговоров. Если вы вынуждены принять поспешное решение или что-то подписать, значит, вас пытаются обмануть и отказаться от этих предложений. То же самое. Нельзя что-то разрабатывать в спешке. Более того, у нас есть срочные дела. Это, например, Северный морской путь.
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Железнодорожный Восточный полигон работает на пределе возможностей.