
Госдума рассматривает новый законопроект, направленный на защиту социально уязвимых граждан от финансового мошенничества. Суть инициативы заключается в том, чтобы позволить родственникам или доверенным лицам таких граждан контролировать их банковские операции. В частности, для оформления кредитов или совершения крупных переводов потребуется дополнительное одобрение от уполномоченного лица. Если одобрение не будет получено в течение 12 часов, транзакция автоматически блокируется. Хотя эта мера выглядит логичной, многие эксперты сомневаются в её эффективности, указывая, что более действенным способом была бы реальная работа по поимке и наказанию самих мошенников.
1. Техническая реализация и сроки
Планируется, что нововведение затронет 13 крупнейших системообразующих банков. Технически механизм выглядит следующим образом: к банковскому счёту «уязвимого клиента» (пенсионера, инвалида, сироты) будет привязана доверенность. При попытке совершить операцию система проверит, требуется ли для неё одобрение доверенного лица. Если да — будет отправлен запрос. По словам Дмитрия, руководителя ИТ-отдела одного из крупных банков, создание такого программного модуля не представляет сложности. Алгоритм прост: проверка базы данных на наличие активной доверенности, отправка уведомления и ожидание ответа. Однако на отладку, интеграцию и тестирование системы, по его оценкам, потребуется около года. Спешка в таких проектах, как показывает опыт, часто приводит к проблемам.
2. Критика и ограничения законопроекта
Главный недостаток инициативы — её ограниченный охват. Законопроект не распространяется на операции через Систему быстрых платежей (СБП), платежные карты и электронные кошельки, которые, по мнению экспертов, являются основными каналами для мошенников. Таким образом, под защиту может попасть не более 5% от общего числа транзакций. Кроме того, закон не поможет в случаях, когда клиент под влиянием социальной инженерии сам снимает наличные в отделении банка и передаёт их злоумышленникам. Ассоциация российских банков, поддерживая саму идею «доверенного лица», отмечает, что законопроект нуждается в серьёзной доработке.
3. Масштабы проблемы и сомнения в статистике
Официальная статистика по мошенничеству вызывает вопросы. По данным ЦБ, в 2023 году у граждан было похищено 15,8 млрд рублей, что на 11,5% больше, чем в 2022 году. При этом Банк России сообщает о предотвращении хищений на астрономическую сумму в 5,8 трлн рублей. Однако косвенные данные указывают на то, что реальная картина может быть хуже. Например, в 2023 году произошла утечка 170,3 млн записей персональных данных клиентов банков — в 57 раз больше, чем в 2021 году. Эта информация немедленно используется мошенниками, о чём свидетельствует резкий рост числа мошеннических звонков в первом квартале 2024 года.
4. Альтернативный подход: борьба с причиной, а не со следствием
Многие эксперты задаются вопросом: почему бы не сосредоточить усилия на поимке преступников? Мошенники часто действуют, используя номера российских операторов и счета в российских банках, что теоретически должно облегчать их идентификацию. Спецслужбы демонстрируют высокие возможности в отслеживании иной «нежелательной» активности, однако массовых случаев привлечения финансовых мошенников к ответственности не наблюдается. Это создаёт у преступников ощущение безнаказанности. Конфискация имущества и реальные тюремные сроки могли бы стать более действенным сдерживающим фактором, чем усложнение банковских процедур для законопослушных, но уязвимых граждан.
Обратите внимание: Главные проблемы ссср по мнению самих граждан ссср.
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Социально уязвимых граждан хотят защитить от жуликов при помощи их же родственников.