Государственная судоходная компания «Совкомфлот» (СКФ) предприняла символичный шаг, переименовав часть своего танкерного флота в честь российских городов. Эта мера стала прямым ответом на последние санкционные ограничения, введенные Соединенными Штатами. Так, танкер «НС Коламбус» теперь называется «Кемерово», «НС Браво» стал «Белгородом», «НС Капитан» — «Калининградом», а «НС Креатив» — «Красноярском».
1. Новый флаг и новая стратегия
Помимо смены названий, эти суда теперь будут ходить под российским флагом, отказавшись от регистрации в офшорных юрисдикциях, таких как Либерия, Габон, Кипр и Панама. Это делает их российскую принадлежность абсолютно прозрачной и очевидной для всего мира.
Напомним, что первые санкции против СКФ были введены в феврале 2024 года. Минфин США также внес в черный список 14 отдельных танкеров компании, стремясь предотвратить их передачу третьим лицам для обхода ограничений. В сумме под санкциями сейчас находятся 21 судно компании.
По данным Clarkson Research Services, ведущего мирового судового брокера, «Совкомфлот» является крупнейшим в мире владельцем танкеров класса «Афрамакс», каждый из которых способен перевозить до 700 000 баррелей нефти.
2. Глобальный контекст санкционного давления
В рамках обсуждаемой 14-й пакета санкций ЕС планируется запретить заход в европейские порты примерно 11 судам, которые подозреваются в содействии российским военным операциям. США же ведут постоянный мониторинг передвижения судов, связанных с поставками российской нефти, и их смены юрисдикций.
Еще в ноябре 2023 года Вашингтон инициировал расследование в отношении поставок российской нефти, предположительно нарушающих установленные ценовые ограничения («потолок цены»). Судам по всему миру было направлено требование предоставить информацию о более чем сотне судов.
Первые ограничения Минфина США, касающиеся поставок нефти из России, были введены в апреле 2023 года и затронули 19 торговых судов. После этого многие суда начали менять флаги, что осложнило правоприменительную практику.
3. Экспертное мнение: от уклонения к демонстрации
Игорь Юшков, главный аналитик Фонда национальной энергетической безопасности и эксперт Финансового университета РФ, отмечает, что переименование танкеров в честь городов уже не имеет цели обойти санкции. Это демонстративная смена стратегии.
«СП»: Какие изменения произойдут после смены названия?
— Раньше тактика заключалась в дистанцировании: смене флага и названий, не ассоциирующихся с Россией. Теперь, когда и компания, и ее танкеры уже находятся под санкциями, смысла скрываться нет. Скорее всего, это решение публично продемонстрировать, что эти суда продолжают работать, перевозить нефть, и западные ограничения против них неэффективны. Это явное заявление о принадлежности.
«СП»: В чем значение этой стратегии?
— Ее цель — показать возможность работать в условиях санкций. Продемонстрировать, что компании, владеющие этими судами, активны, перевозят топливо, и мировое сообщество ничего с этим поделать не может. Таким образом подрывается сам режим санкций США. Мы показываем: Вашингтон ввел столько ограничений, что им можно не следовать. Санкции вводились против Ирана, Венесуэлы, Северной Кореи — все эти страны продолжают работать. Санкции США — это не санкции ООН, и их можно игнорировать.
Обратите внимание: Торговцы хотят отсрочить переход на российские процессоры.
«СП»: Каковы риски нарушения ценового «потолка»?
— Формально за нарушение ценовых ограничений «Большой семерки» перевозчики, судовладельцы и страховщики могут быть отрезаны от мировых рынков на два месяца. Но ключевой нюанс в том, что если компания и так не работает на глобальном рынке, ей нечего терять. США могут вносить нарушителей в черные списки, но не могут изгнать их с рынка, которого для них не существует. Компании, перевозящие российскую нефть, осознанно идут на этот риск, потому что видят в этом выгоду. Они работают на специфических «санкционных» рынках — с российской, иранской, венесуэльской нефтью.
«СП»: Означает ли это, что наши танкеры больше не будут менять юрисдикцию?
— Нельзя утверждать, что переименованный танкер навсегда останется под российским флагом. Если появится более эффективная тактика обхода санкций, она будет использована. Не зря же «Совкомфлот» еще в 2022 году продал несколько танкеров компании в ОАЭ. Отчасти это было связано с необходимостью получения средств, но, вероятно, также и с созданием дружественной структуры для перерегистрации судов. Подобные схемы могут быть использованы и в будущем, если они позволят перевозить грузы по более выгодной цене.
Последние новости и все самое важное о западных санкциях и ограничениях — в теме «Свободная пресса».
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Российские танкеры решили показать всему миру, чего стоят ограничения США.