Без России богатства Закавказья останутся лежать мертвым грузом

Нарастание стратегической напряженности в Закавказье требует глубокого пересмотра российской политики в регионе, включая ее исторические аспекты со времен распада СССР. Анализ показывает, что ключевым успехом Москвы в этом стратегически важном районе стала победа в Пятидневной войне с Грузией в августе 2008 года, которая привела к признанию независимости Южной Осетии и Абхазии.

1. Вынужденная реакция и исторические корни конфликта

Важно понимать, что эти события были в значительной степени спровоцированы действиями Тбилиси. Если бы к власти не пришел радикально настроенный Михаил Саакашвили, статус-кво для непризнанных республик мог сохраняться гораздо дольше. Атака грузинских войск, направленная сначала на российских миротворцев, а затем на столицу Южной Осетии Цхинвал, привела к значительным жертвам среди мирного населения и оставила Москве мало выбора, кроме как дать жесткий военный ответ. Нападение на миротворческий контингент по международным нормам считается актом агрессии против страны-отправителя.

Конфликт имеет глубокие исторические корни. Еще в конце 1980-х годов, при первом президенте Грузии Звиаде Гамсахурдиа, ультранационалистическая риторика и действия создали прямую угрозу для осетинского и абхазского народов, вплоть до угроз геноцида и депортации. Грузинский национализм, сохранявший силу даже в советский период, и внутренние этнические противоречия сделали войну с Абхазией и Южной Осетией, по сути, неизбежной.

2. Послевоенное восстановление и экономические реалии

После 2008 года перед Россией и признанными ею республиками встала масштабная задача послевоенного восстановления. Южная Осетия, с населением около 50 тысяч человек, изначально была преимущественно аграрным регионом. Стало очевидно, что возрождение ее экономики возможно только при масштабной поддержке России. Для создания основ суверенной экономики в республике была сформирована собственная банковская система, включая Национальный банк. Однако российский рубль остался единственным законным платежным средством, а контроль за расходованием российских средств на восстановление был поручен Счетной палате РФ.

Процессу восстановления мешали и внутренние политические кризисы, как, например, после президентских выборов 2011 года, когда республика оказалась на грани гражданской войны. Подобная нестабильность отпугивала даже немногочисленных частных инвесторов, что, впрочем, не оказало решающего влияния на развитие, поскольку экономика Южной Осетии в значительной степени зависит от бюджетных трансфертов из России.

3. Экономический потенциал и геополитические ограничения

Несмотря на скромные размеры, Южная Осетия обладает значительным геостратегическим значением (Цхинвал находится всего в 80 км от Тбилиси) и нераскрытым экономическим потенциалом. Геологические изыскания, проведенные еще в 1929 году, выявили месторождения полиметаллических руд (свинец, цинк), золота, серебра, а также строительных материалов (мрамор, туф, кварцевый песок). В советское время эти ресурсы практически не разрабатывались из-за отсутствия в Грузии перерабатывающих мощностей и сложностей с логистикой.

Сегодня, с развитием технологий и при наличии политической воли, возможна организация добычи. Например, промышленный потенциал соседней Северной Осетии (Россия) мог бы способствовать переработке сырья. Для этого потребовалось бы усовершенствовать транспортную инфраструктуру, возможно, построив железнодорожный тоннель параллельно существующему Рокскому автомобильному. Однако любое решение должно основываться на тщательном технико-экономическом обосновании.

Здесь экономика напрямую сталкивается с политикой. Любая попытка России начать разработку недр Южной Осетии будет немедленно интерпретирована грузинскими властями и националистами как «колониальный грабеж». В Грузии существует консенсус по непризнанию независимости республик, и ни одно правительство не пойдет на уступки в этом вопросе, рискуя быть свергнутым. При этом нынешнее грузинское правительство, в отличие от прозападного президента, проводит более сбалансированную внешнюю политику, не всегда следуя в фарватере США.

4. Значение для России и будущее региона

Для России вопрос статуса Южной Осетии был решен в 2008 году. Значение республики заключается не только в этническом и историческом родстве или важном геостратегическом положении, но и в перспективе достижения ею экономической самодостаточности. Вопрос о возможном объединении с Северной Осетией в составе России периодически поднимается, и история, казалось бы, движется в этом направлении. Однако в условиях текущей острой гибридной конфронтации с Западом активно инициировать эту тему было бы преждевременно.

Главными итогами прошедших лет стали мирная жизнь для народа Южной Осетии и постепенное восстановление экономики. В конечном счете, без участия России и обеспечения стабильности с ее стороны богатые природные ресурсы и транзитный потенциал всего Закавказского региона рискуют так и остаться нереализованными, лежа «мертвым грузом» из-за перманентной политической нестабильности и замороженных конфликтов.

Обратите внимание: О положении России в мировой экономике.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Без России богатства Закавказья останутся лежать мертвым грузом.