Приватизация по-тихому: как государство теряет контроль над ключевыми отраслями экономики России

В предыдущей публикации я разбирал популярный миф о чрезмерном присутствии государства в российской экономике. Этот тезис, активно продвигаемый рядом чиновников и либеральных аналитиков, часто служит прикрытием для реальной цели — окончательной приватизации экономики и сведения к минимуму роли государства, следуя принципам так называемого «Вашингтонского консенсуса». Однако факты говорят об обратном: масштабы государственного участия в России значительно скромнее, чем во многих странах Запада, с которыми мы фактически находимся в состоянии необъявленной войны.

1. Государственные расходы: Россия отстает от Запада

Согласно статистике Международного валютного фонда, совокупные расходы федерального и региональных бюджетов России в 2022 году составили 36,56% ВВП. Для сравнения, в США этот показатель был выше — 38,50%. Во многих европейских странах государственные траты и вовсе достигают 40–50% и более: во Франции — 58,47%, в Италии — 56,83%, в Австрии — 52,39%.

Несмотря на объективную необходимость экономической мобилизации в условиях СВО, санкций и импортозамещения, Россия не наращивает, а лишь незначительно корректирует уровень бюджетных расходов. Прогноз МВФ на 2024 год — всего 37,53% ВВП, что по-прежнему ниже показателей многих недружественных стран.

2. Доля в капитале: государство — не доминирующий игрок

Еще более показательным индикатором является прямое участие государства в капитале компаний. По данным Росстата за 2022 год, доля федеральной власти в уставном капитале организаций составила лишь 14,1%. С учетом регионов и муниципалитетов общая доля государства достигает 20,5%. Остальное — это частный капитал. Где же то самое «государственное доминирование», о котором так часто говорят?

В стратегически важных отраслях позиции государства еще слабее. Например, в горнодобывающей промышленности доля федерального центра составляет всего 0,3%, в обрабатывающем производстве — 10%. Средний показатель в 14,1% достигается в основном за счет транспорта и логистики, где доля государства составляет 59,4%. Это единственный сектор, где можно говорить о реальном государственном доминировании.

Поразительная ситуация сложилась даже в сфере «Государственного управления и обеспечения военной безопасности», где, казалось бы, присутствие государства должно быть абсолютным. Однако федеральная власть контролирует лишь 40% уставного капитала организаций в этой сфере. Это можно расценивать как приватизацию самих государственных функций.

3. Тревожные тренды: государство планомерно выдавливается

Анализ долгосрочной динамики по нескольким ключевым показателям подтверждает устойчивую тенденцию к сокращению государственного сектора.

Основные фонды: если в 2000 году доля государства в основных фондах экономики составляла 25%, то к 2022 году она сократилась до 15%.

Инвестиции: доля государственных инвестиций в основной капитал упала с 23,9% в 2000 году до 16,9% в 2022 году. За тот же период доля российского частного капитала выросла с 29,9% до 65,6%.

Занятость: численность работников в государственных и муниципальных органах сократилась с 23,96 млн человек (48,6% от всех занятых) в 2000 году до 16,47 млн (38,4%) в 2022 году. Занятость в чисто частных организациях, напротив, выросла с 34,2% до 51,1%.

Количество организаций: число государственных предприятий и организаций снизилось с 151 тысячи (4,5% от общего числа) в 2000 году до 86 тысяч (2,6%) в 2022 году. Количество частных организаций за этот период выросло с 2,51 млн до 2,79 млн, а их доля увеличилась с 75% до 84,9%.

4. Слова и дела: приватизация продолжается

Несмотря на то, что на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2024) президент Владимир Путин признал ошибочность подходов приватизации 1990-х годов и допустил, что государство может быть эффективным собственником, реальная политика говорит об обратном.

Три месяца назад был принят закон, упрощающий и делающий более выгодной процедуру приватизации. План приватизации на 2024 год выполняется с превышением: если изначально планировалось получить 1,2 млрд рублей, то по итогам первого полугодия в бюджет поступило уже 11 млрд. Министр финансов Антон Силуанов и вовсе предлагал «скорректировать» план до 100 млрд рублей в 2024 году и представил список из 30 крупных компаний с государственной долей более 50% для возможной приватизации.

Таким образом, процесс тихой приватизации продолжается по всем фронтам. Государственный сектор, особенно в стратегических отраслях, тает на глазах. Без сильного государственного сектора невозможен суверенитет и проведение независимой экономической политики. Вопрос, который остается открытым: какие конкретные меры будут предприняты для изменения этой тревожной тенденции?

Обратите внимание: Исторический спад японской экономики.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Госсектор в России тает, как мартовский снег, а с ним сворачивается возможность государства определять политику в важнейших отраслях экономики.