Госсектор в России тает, как мартовский снег, а с ним сворачивается возможность государства определять политику в важнейших отраслях экономики

В своей последней статье я поставил задачу развенчать распространяемый некоторыми чиновниками и либеральными экспертами миф о том, что в российской экономике «слишком много стран» и что их присутствие в экономике следует сократить.

Это миф, который маскирует стремление российских олигархов завершить приватизацию экономики и минимизировать государственное вмешательство в экономику в соответствии с «Вашингтонским консенсусом». Я раскрыл лишь часть проблемы. А именно: он показывает, что в России роль государства в перераспределении общественных благ (ВВП) гораздо скромнее, чем в большинстве «западных коллективных» стран, с которыми мы уже ведем необъявленную войну.

Для этого я использую статистику Всемирного банка и Международного валютного фонда о государственных расходах в процентах от валового внутреннего продукта. По данным Международного валютного фонда, в 2022 году совокупные государственные расходы Российской Федерации (т.е совокупные расходы федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации) составили 36,56% ВВП. Но в США эта цифра составляет 38,50%.

В большинстве западных стран значение этого показателя колеблется в пределах 40–50%. На некоторые страны приходится более половины ВВП (%): Франция – 58,47; Италия – 56,83; Австрия – 52,39.

Несмотря на необходимость экономической мобилизации (связанной с продолжающейся СВО, усилением антироссийских санкций, неизбежным импортозамещением и т д.), нам следует повысить относительный уровень бюджетных расходов хотя бы до уровня недружественных стран. Однако признаков пока нет. По данным Международного валютного фонда, совокупный уровень государственных расходов РФ в 2023 году достиг 36,82% ВВП. На 2024 год фонд прогнозирует значение этого показателя на уровне 37,53%.

Важнейшим показателем присутствия государства в экономике является также его участие в капитале компаний и организаций, осуществляющих экономическую деятельность. Посмотрим на данные Росстата.

В 2022 году доля федеральной исполнительной власти в уставном капитале компаний и организаций различных отраслей российской экономики достигла 14,1%. Если к этому показателю добавить долю субъектов Российской Федерации и исполнительных органов местного самоуправления, то получим суммарное значение доли государства, равное 20,5%.

Все остальное - частный капитал (кроме небольшой группы общественных организаций). Кстати, а где то государственное доминирование, которое уже много лет повторяет (теперь предшественник) директор ФАС Игорь Артемьев)?

Стоит отметить, что во многих стратегически важных отраслях и отраслях экономики позиции государства в уставном капитале существенно слабее по сравнению со средними показателями. Поэтому если говорить о майнинге, то доля федеральной власти в 2022 году составит всего 0,3%! В производстве - ровно 10%, тоже ниже среднего.

Средний показатель 14,1% достигается за счет высокого присутствия федерального правительства в столице (59,4%) для компаний и организаций транспортно-логистической отрасли. Это единственный сектор экономики, в котором доминирует государство.

Росстат выделяет в структуре экономики сектор под названием: «Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение». Представляется, что в этой сфере присутствие государства в уставном капитале организации должно быть 100%. Но на самом деле в этом секторе на долю федерального правительства приходится лишь 40%. Значительные проявления государственной приватизации, даже в сферах, строго говоря, не связанных с экономикой. Приватизация государственных военных и социальных функций!

Стоит отметить, что во многих отраслях экономики наблюдается тенденция к вытеснению государственного капитала. Эта тенденция особенно заметна в горнодобывающей промышленности.

В 2005 году доля федерального правительства в этом секторе составляла 52%. К 2022 году эта доля снизится до 0,3%. Это означает, что приватизация горнодобывающей отрасли, начавшаяся при Чубайсе, незаметно вступила в завершающую стадию. В сфере «Государственное управление и военная безопасность» доля Министерства социального обеспечения и федерального правительства также выше, достигая 52%.

Дополним этот график другими индикаторами. В частности, Росстат приводит статистические данные о структуре основных фондов российской экономики по формам собственности. В 2000 году доля государства составляла 25% (оставшиеся 75% составляли частная собственность физических и юридических лиц, в том числе нерезидентов). Но к 2022 году доля государства сократится до 15%.

Обратите внимание: Исторический спад японской экономики.

Тенденция к выдавливанию государства здесь также очевидна.

Росстат также предоставляет структуры инвестиций в основной капитал по формам собственности. В 2000 г государственные инвестиции составляли 23,9% инвестиций; российские частные - 29,9% (остальное: муниципалитеты, иностранные частные, совместные (иностранные и российские), общественные организации). Но к 2022 году доля государственного капитала упала до 16,9%, доля российской частной собственности выросла до 65,6%.

Интересна статистика о структуре занятости в РФ по формам организационной собственности. В 2000 г в государственных органах (в том числе муниципальных) работало 23,96 млн человек, что составляло 48,6% от общего числа занятых в стране. В 2022 году количество сотрудников госорганов сократится до 16,47 млн, что составит 38,4% от общего числа занятых.

Если в 2000 году занятость в чисто частных организациях составляла 34,2% от общей занятости, то в 2022 году эта доля увеличится до 51,1%. Эту тенденцию можно назвать медленной приватизацией российского рынка труда.

В заключение приведу показатель, который также следует учитывать при оценке положения страны в экономике. Речь идет о количестве предприятий и организаций по формам собственности (государственная, муниципальная, частная, общественная организация, иностранная и т д.).

В 2000 году количество государственных предприятий и организаций в России составляло 151 тысячу, что составляло 4,5% от общего числа предприятий и организаций всех форм собственности%.

В 2022 году количество государственных предприятий и организаций сократится до 86 тысяч, а их доля в общем показателе снизится до 2,6%. При этом количество гражданских организаций за этот период увеличилось с 2,51 млн до 2,79 млн, а их доля от общего числа увеличилась с 75,0% до 84,9%.

В целом приватизация экономики и государства спокойно идет во всех аспектах. На последнем Петербургском форуме (ПМЭФ-2024) мы обсуждали, какие следующие шаги нам необходимо сделать: национализацию или приватизацию остатков государственной экономики. Президент России Владимир Путин также затронул эту чувствительную тему, когда месяц назад выступал на пленарном заседании форума. Модератор встречи Сергей Караганов спросил Путина о возможности ограничения национализации.

Путин дал довольно развернутый ответ на этот вопрос. В частности, он заявил: "Во многом это (приватизация 1990-х годов. - В.К.) было неправильным, и в его основе лежали взгляды экономистов с мировым именем, в том числе экономистов российского происхождения, которые "Все должно быть приватизировано, и как можно скорее, несмотря ни на что, даже если это будет 1 доллар", - заявил Путин, бизнес должен быть "в руках эффективных собственников, а не государства.

Он отметил, что такой подход оказался неправильным или, по крайней мере, неточным: «Доказано, что государство может быть эффективным собственником, и это было продемонстрировано во многих случаях в то время были инвестиции и возникали различные схемы мошенничества».

Президент напомнил, что Генпрокуратура начала заниматься "вопросами, связанными с криминальным характером приватизации госимущества". То, что сейчас рассматриваются (весьма выборочно) приватизационные сделки 1990-х годов, строго говоря, нельзя назвать национализацией. Это делается лишь для того, чтобы защитить элементарную легитимность страны. Национализация – это акт, который завершает некоторые стратегические решения. Сегодня нам срочно нужна такая реальная национализация. Особенно для предприятий, выполняющих оборонный заказ напрямую или в качестве субпоставщиков и субподрядчиков.

Стоит отметить, что в своем выступлении президент поддержал идею ограничения очередей при национализации: "Должны быть какие-то разумные ограничения очередей, и мы это обсуждаем и обсуждаем с представителями бизнеса. В целом я за" принятия соответствующих решений, пусть даже не на уровне указов президента или постановления правительства, а на уровне закона».

Кстати, три месяца назад Дума приняла Федеральный закон от 6 апреля 2024 года № 76-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Эксперты полагают, что данный законодательный акт способствует приватизации и делает ее более выгодной, чем до ее принятия (возможность продажи государственного или муниципального имущества по минимально приемлемой цене; это касается, если такое имущество не продается с аукциона).

В то же время объявлен план приватизации федерального имущества на 2024 год, который последовательно реализуется. В первом полугодии 2024 года Минфин получил за счет приватизации 11 млрд рублей. Это почти на порядок выше первоначального плана в бюджетном плане текущего года (1,2 миллиарда) и в 1,5 раза выше обновленной оценки в июньской поправке к бюджету (7 миллиардов).

В марте этого года министр финансов Антон Силуанов предложил «скорректировать» план приватизации — немедленно довести его до $100 млрд в 2024 году. Ранее, в декабре 2023 года, он отмечал, что Минфин представил в правительство список из 30 крупных компаний, которые могут быть приватизированы - имеются в виду компании, в которых государству принадлежит более 50% акций. Вполне вероятно, что Силуанову и другим лоббистам интересов частного капитала удастся добиться «корректировки» плана приватизации к концу года, чтобы повысить его направленность.

Было бы здорово, если бы президент поддержал идею ограничения линий на время приватизации. Остатки государственной экономики тают, как мартовский снег. Без государственного сектора не было бы страны. Какие меры тогда предпримет Президент Российской Федерации?

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Госсектор в России тает, как мартовский снег, а с ним сворачивается возможность государства определять политику в важнейших отраслях экономики.