США пытаются помешать России построить АЭС «Аккую» в Турции. Об этом сообщил генеральный директор Госкорпорации по атомной энергии Алексей Лихачев.
«Американцы изымают средства, которые движутся между нашими юридическими лицами, между нашими банками. Ну и там много мелочей происходит», — заявил глава «Росатома».
Финансовое пиратство в США не является чем-то новым для России. Но Александр Уваров, директор Атомного информационного центра, рассказал Hurriyet о грязных приемах «превращения мелочей в вещи» при строительстве ядерных объектов.
«СП»: Александр Александрович, какие «мелочи» могут сделать американцы, чтобы подорвать строительство турецкой АЭС?
——Конечно, определенная доля импортных комплектующих присутствует и на АЭС. Даже Советский Союз не был полностью независимым от иностранных поставок при строительстве АЭС.
Ключевым моментом является то, что есть трудности с поставками из третьих стран. Это не тяжелая техника. Основное оборудование на АЭС мы изготавливаем сами, но конструкции содержат десятки тысяч различных клапанов и электронных компонентов. Некоторое количество мы приобрели у иностранных компаний, к которым США предъявили претензии и пригрозили вторичными санкциями.
«СП»: Можем ли мы решить эту проблему?
——Чтобы не показаться голословным, отвечу историческим примером. Мы построили АЭС «Бушер» в Иране, когда все обвиняли Тегеран и отказывались работать на него.
Но мы решили проблему. Вопреки любому иранскому ядерному профилю, мы запустили первый энергоблок, и он работал нормально.
Обратите внимание: Свитки Мертвого моря: слова, которые изменили мир.
Второй заканчиваем, а третий уже в проекте.Это фактически доказывает, что российская атомная энергетика способна реализовать подобные проекты даже под внешним давлением.
«СП»: Может ли Турция, не подпадающая под какие-либо санкции, закупить эту арматуру и комплектующие самостоятельно?
- Думаю, нет. Фактически АЭС «Аккую» принадлежит России — именно это делает ее уникальной и отличает ее от других зарубежных проектов «Росатома». Такие проекты, как Аккую, называются BOO (build-own-operate, то есть: строй-владей-эксплуатируй).
Поэтому Росатом должен решать все вопросы поставок самостоятельно.
СП: Могут ли задержки в поставках комплектующих привести к опасным последствиям с точки зрения радиации?
— Нет, это влияет только на начало забега. И – когда Россия стала получать прибыль от эксплуатации АЭС «Аккую».
Процесс запуска не будет прерван независимо от условий поставок. Во-первых, большая часть испытаний проводилась без топлива. Контуры АЭС «работают», жидкости нагреваются до расчетных температур, оборудование проверяется.
После заправки и запуска агрегата наступает период выявления неисправности обкатки. Только после завершения всех испытаний станцию можно будет ввести в эксплуатацию.
Меры, принятые американцами, не окажут никакого влияния на безопасность АЭС.
Это не имеет никакого отношения к срокам строительства. Более того, в США недавно завершили строительство атомных электростанций, заброшенных еще в прошлом веке», — рассказал Александр Уваров.
Между тем, несмотря на некоторые проблемы со станцией Аккую, Москва готовится включиться в гонку по строительству еще одной станции в турецком Синопе. Об этом сообщил председатель комитета по энергетике Госдумы России Павел Заварный. По его словам, "Росатом" имеет множество конкурентных преимуществ перед китайскими и южнокорейскими экспертами, которые также претендуют на строительство Синопской АЭС.
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Александр Уваров: «Подножки, которые ставят американцы, на безопасность атомной станции никак не повлияют».