Парадокс РЖД: тысячи километров новых путей не решают проблему восточных грузоперевозок

Российские железные дороги отчитываются о впечатляющих масштабах строительства на Восточном полигоне, но грузопоток на восток по-прежнему сталкивается с серьёзными задержками. В чём причина этого противоречия?

1. Масштабное строительство и цифры РЖД

ОАО «РЖД» реализует масштабную программу развития Восточного полигона. По словам заместителя генерального директора компании Андрея Макарова, с 2013 года, когда стартовала реконструкция, уже уложено более 3000 километров путей. Первый этап работ составил около 2400 км, второй — примерно 2000 км.

Сейчас компания приступает к третьему этапу, в рамках которого планируется проложить ещё 1,8–2 тысячи километров. Таким образом, общая протяжённость новых путей на этом направлении приблизится к 7000 километрам. Для сравнения: длина исторического БАМа, строившегося 15 лет (с 1974 по 1989 год), составляет около 3000 км. Получается, что РЖД заявляет о строительстве путей, эквивалентных по длине двум БАМам.

Представитель компании также отметил, что основные сложности и задержки в строительстве связаны с необходимостью вести работы на действующих магистралях, часто в строго отведённые «окна» между движением поездов.

2. Экспертное мнение: где узкие места?

Однако эти громкие цифры вызывают вопросы у экспертов. Андрей Голубчик, доцент МАДИ и специалист по железнодорожным перевозкам, признаётся, что заявления РЖД для него «были несколько поучительными». Главный парадокс, по его мнению, заключается в том, что, несмотря на масштабное строительство, отправить груз на восток по-прежнему крайне сложно.

По оценке эксперта, «блокировка» грузопотока не исчезнет в ближайшее время. Для её преодоления необходимо как минимум завершить работы по созданию второй нитки БАМа. Но даже это — не единственная проблема.

3. Технические и инфраструктурные проблемы

Одним из ключевых узких мест является нехватка мощных сортировочных станций. Основной хаб для грузов, идущих во Владивосток и Приморье, — станция Хабаровск-2. Она расположена в черте крупного города и уже не справляется с растущим объёмом работы. Её приходится использовать для сортировки грузов в самых разных направлениях: на Комсомольск-на-Амуре, в порт Ванино, на Сахалин, во Владивосток, а также в порты Находка, Посьет и для грузов в Северную Корею. Это создаёт огромную нагрузку и приводит к заторам.

Обратите внимание: Ответ Советскому патриоту, или 6 километров которых нет..

4. Сложности строительства vs. советский опыт

На вопрос, правы ли в РЖД, ссылаясь на сложность работ из-за движения поездов, эксперт отвечает утвердительно. Действительно, вести строительство на действующей магистрали, разбивая работы на этапы в короткие «окна», — крайне сложная задача, которая к тому же снижает пропускную способность участка.

Однако, подчёркивает Голубчик, строительство второй ветки БАМа — это отдельная задача. Её можно вести, не оглядываясь на расписание основного хода, хотя это и сопряжено с другими техническими трудностями.

5. Главный вопрос: где эти тысячи километров?

Наиболее непонятным для эксперта остаётся сам масштаб заявленного строительства. «Я не совсем понимаю и не представляю, где именно это делается», — говорит он. Россия — огромная страна с низкой плотностью железнодорожной сети, и места для расширения, безусловно, есть. Но если бы РЖД называла конкретные участки, где проложены и будут проложены новые пути, картина была бы яснее.

Без конкретики создаётся впечатление, что речь идёт о втором БАМе, но даже вся магистраль БАМ не вместит заявленные тысячи километров. Это порождает вопросы к методике подсчёта.

6. Что важнее: километры или решение проблем?

Эксперт считает, что вместо того чтобы «поражать людей количеством проложенных путей», железнодорожникам стоит сосредоточиться на решении конкретных проблемных участков на БАМе и Транссибе. А таких участков немало: магистрали проходят через сложнейшую местность — тайгу, горные массивы, районы с высокой водностью.

Хотя современные технологии и инфраструктура лучше советских, а заделы для второй нитки были заложены ещё в СССР, работы предстоит колоссальный объём. И пока он не будет выполнен, грузопоток на восток будет продолжать «ползти черепахой», несмотря на все заявленные километры новых рельсов.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Отчего рельсы у нас кладут тысячами километров, а грузы на восток ползут черепахой и постоянно возникают заторы?.