По производительности труда Россия находится между Уругваем и Чили

Одним из ключевых показателей экономики является производительность труда. Фактически относительный уровень экономического развития в любой стране определяется двумя основными показателями: валовым внутренним продуктом (ВВП) на душу населения и производительностью труда.

Последний обычно определяется как объем ВВП, создаваемый ежегодно на основе среднегодовой численности занятых в экономике или стоимости (товаров, услуг), создаваемой работниками за час рабочего времени.

В последние годы постоянно ведется дискуссия о производительности труда в России и необходимости ее повышения. Кроме того, в соответствии с майским указом Президента (2018 г.) запущен национальный проект «Производительность труда» (ответственное ведомство – Минэкономразвития). Причем выделили большой объем средств – 45,7 млрд руб. В среднем 7,5 млрд рублей в год. Они почти закончены.

Поэтому на IV Федеральном форуме «Производительность 360» в Сочи 14 октября 2022 года министр экономического развития РФ Максим Решетников озвучил инициативу о продлении нацпроекта до 2030 года.

Министр (как и его предшественник) любит использовать бюджетные средства и говорить о будущих цифрах. Но он (как и его предшественники) редко высказывал свое мнение по поводу выполнения ранее поставленных задач или обязательств. Срок реализации национального проекта «производительности труда» прошел, и в ближайшие шесть лет у нас будет новая порция красивых цифр.

В плане реализации нацпроекта на 2024 год: заключено не менее 168 договоренностей об участии в нацпроектах, обучено не менее 2788 работников предприятий-участников нацпроектов и реализовано 89 проектов по повышению производительности труда предприятий-участников.

Во всех огромных документах, связанных с этим нацпроектом, можно найти лишь более-менее конкретную цифру о самой производительности труда, а не о деятельности, связанной с ней. В Национальном паспорте проекта указано, что в течение шести лет (то есть до 2024 года) производительность труда крупных и средних предприятий несырьевых отраслей экономики РФ увеличится как минимум в 5 раз.

Однако на сайте Минэкономразвития я не могу найти информации о том, как этого добиться.

Я решил заглянуть на сайт Росстата. Имеются статистические данные о динамике производительности труда всей экономики Российской Федерации и ее крупнейших отраслей.

В 2019 году производительность труда в целом по экономике выросла на 2,4%, в 2020 году производительность труда в целом упала на 0,4%; в 2021 году - на 3,9%, в 2022 году - еще на 2,8%; Среди них горнодобывающая промышленность упала на 2,6%, обрабатывающая промышленность – на 2,4%.

Итак, четыре года спустя мы почти видим, как операция уже началась. Несложно подсчитать, что в 2022 году производительность труда в российской экономике будет всего на 3% выше уровня 2018 года. За такой результат надо как минимум уволить министра.

Однако Максим Решетников сидит уже пятый год (с января 2020 года) и на фоне полного провала государственного проекта «производительности труда» призывает к его дальнейшему продлению на шесть лет (при выделении значительного бюджетного финансирования, конечно).

Наши чиновники любят говорить о том, что российская экономика может и должна улучшить свои мировые позиции по объему ВВП. У меня много вопросов и недоумений по поводу того, что мы переместились с шестого на четвертое место в мировом рейтинге. Об этом я недавно говорил в статье «Профессор Катасонов: Запад играет цифрами, чтобы сделать из российских министров трудовых героев» за что?»

Если мы хотим действительно ускорить развитие и укрепить свои позиции в мировой экономике, нам необходимы два условия: 1) рост численности населения трудоспособного возраста 2) рост производительности труда.

Первое условие сегодня не работает и, на мой взгляд, вряд ли сработает в ближайшем будущем. Фактически мы уже наблюдаем сокращение численности населения страны, а вместе с ним и сокращение населения трудоспособного возраста. Это опасная тенденция не только с экономической, но и с геополитической точки зрения. Но потребуются годы, чтобы остановиться и изменить ситуацию.

Что касается производительности труда, то мы наблюдаем ее замедление уже несколько лет. Национальный проект «Производительность труда» представляет собой имитацию активной деятельности, в нем не рассматриваются ключевые факторы, стимулирующие или, наоборот, тормозящие рост производительности труда. Однако, прежде чем говорить об этих факторах, я хотел бы представить место, которое Россия занимает в мире по производительности труда.

Недавно Росстат подготовил сборник информации «Россия и страны мира», в котором приведены некоторые международные сравнения производительности труда. В 2021 году стоимость ВВП, созданного каждым работником в России, составила 58 830 долларов США (рассчитано по паритету покупательной способности 2017 года). Все экономически развитые страны (которые сегодня мы относим к «коллективно западным» странам) имеют более высокую производительность, чем Россия.

Вот данные Росстата (тыс.долларов): США - 129,07; Швеция - 109,54; Франция - 105,75; Финляндия - 105,31; Япония – 77,05; Производительность труда в этих странах в 1,5-2,5 раза выше, чем в России.

Но в некоторых других странах (не относящихся к группе экономически развитых стран) производительность труда также выше, чем в российской экономике. По данным Росстата, ВВП на одного работника составляет (тыс.долл. США): Израиль – 98,09; Чехия – 83,50; Литва – 80,18 и т.д.

В некоторой степени нас могут утешить более низкие показатели производительности труда (меньше, чем в России) в следующих странах (тыс.долл. США): Индия – 20,06; Индонезия – 25,12; ЮАР – 46,99; и т д

Международная организация труда (МОТ) предоставляет более широкую картину глобальной производительности труда. Он использует почасовой показатель выпуска в долларах США, рассчитанный на основе паритета покупательной способности валюты. МОТ рассчитала расчеты для 181 страны по итогам 2023 года. Первые страны в списке (стоимость, создаваемая работником в час, долларов США): Люксембург – 146,1; Ирландия – 142,5; Норвегия – 92,6.

Возглавляют список ведущие страны Запада (в долларах США): США – 69,7 (строка 12); Германия – 68,1 (строка 14); Франция – 67,9 (строка 15); Италия – 61,7 (строка 16); - 59,0 (строка 18).

Внизу рейтинга (в долларах США) находятся: Либерия – 1,3; Центральноафриканская Республика – 1,1.

Конечно, эти цифры требуют некоторых комментариев.

Обратите внимание: Парадоксы российской экономики: Чем выше зарплаты россиян, тем они беднее....

Конечно, некоторые из них серьезно искажают истинную картину экономики отдельных стран (например, существенно переоценивают реальную производительность труда в Люксембурге и занижают производительность в ЦАР и многих других развивающихся странах).

Но сейчас наше внимание сосредоточено на Российской Федерации. Где она в списке? — РФ занимает 58-е место с показателем $28,5. Предшествует России Уругвай (29,6 доллара), за ним следует Чили (28,9 доллара). Цифры России почти в два с половиной раза ниже, чем в Соединенных Штатах, и более чем вдвое ниже, чем в большинстве других крупных стран Запада.

Справедливости ради надо отметить, что в конце прошлого века наша производительность труда отставала от многих стран мира еще на больший разрыв, чем сегодня (я имею в виду ту же статистику МОТ). Но мы догоняем мировых лидеров по производительности труда черепашьими темпами. Причина этого в том, что некоторые фундаментальные факторы замедлили рост производительности труда в России.

Среди них особую роль играет тормозящий фактор дальнейшего ввода дешевой рабочей силы. Вместо того чтобы инвестировать в новые способы производства, которые позволили бы сократить или даже исключить использование простого живого труда, российские предприниматели предпочли живую дешевую рабочую силу.

Много говорилось и писалось о том, что массовый приток иммигрантов в нашу страну создал множество проблем и рисков. Риски роста преступности, усиления социальной напряженности и религиозных конфликтов, политической нестабильности.

Влиятельные высокопоставленные чиновники заявляют, что преимущества привлечения рабочих-мигрантов перевешивают любые из вышеперечисленных недостатков. По сути, есть только OnePlus. Они говорят, что в России не хватает рабочей силы, и иммигранты восполняют этот дефицит, тем самым способствуя экономическому развитию страны. Что ж, здесь есть краткосрочные выгоды, но есть и стратегические потери.

Как видно из данных Росстата, компании добиваются хорошей экономии заработной платы с помощью коррумпированных чиновников. Он дает структурные данные ВВП в разрезе следующих видов доходов: 1) заработная плата; 2) чистый доход государства; 3) прибыль от капитала.

Доли различных видов доходов в ВВП в 1995 году следующие (%): 45,4; 42,7; Распределение ВВП в 2011 году (%): 43,9; Это по прошлым результатам, 2022 г. (%): 39,1; 52,9.

Здесь я снова обращусь к сборнику Росстата «Россия и страны мира». Отсюда следует, что в России, по сравнению со многими странами, капитализм очень сложен. Доля заработной платы в ВВП очень низка, тогда как доля прибыли от капитала высока. Приведу данные по основным экономически развитым странам в 2022 году (% ВВП; первое число — доля заработной платы, второе число — доля прибыли):

США - 53,6/40,1

Швейцария – 58,5/39,3

Япония – 52,5/39,2

Франция – 52,4/34,1

Германия - 52,1/38,8

Великобритания – 50,6/40,1.

Итак, в России капитал занимает большую часть валового внутреннего продукта (ВВП), а небольшую часть оставляет наемным работникам. В зрелых капиталистических странах все наоборот: большая часть пирога достается работникам, а меньшая доля достается работодателям (или капиталистам). Поэтому их труд дороже и появляется больше стимулов для повышения производительности труда.

Одна сторона российской медали заключается в том, что работникам недоплачивают. Другая сторона этого — низкая норма накопления, то есть уровень инвестиций в основной капитал. Общеизвестно, что такие инвестиции являются важнейшим фактором роста производительности труда и общего экономического роста.

Я не раз писал, что у нас относительный уровень таких инвестиций ниже среднемирового. В результате Россия теряет свое место в мировой экономике. Я еще раз приведу данные из «России и стран мира», собранные Росстатом. В 2022 году общий объем инвестиций в российскую экономику составит 22,1% ВВП. А вот значения (%) этого показателя для некоторых других стран (%):

Китай - 43,1

Индонезия - 33,8

Южная Корея - 33,2

Иран - 32,3

Индия – 27,9.

Неудивительно, что эти страны уже давно демонстрируют высокие темпы экономического развития, что приводит к увеличению их доли в мировом ВВП. Но секрет их быстрого экономического развития прост - за счет инвестиций в машины, оборудование и различные технические средства многие операции были механизированы и автоматизированы, а производительность труда неуклонно росла.

Упомянутый в начале статьи нацпроект "производительность труда" напоминает мне пятое колесо в повозке. Этот проект просто имитирует позитивную деятельность по повышению производительности труда (и, я не исключаю, это средство «кражи» государственных средств). Эту проблему невозможно решить с помощью декоративных государственных проектов. Для этого нам нужна стратегия экономического развития Российской Федерации. К сожалению, этого до сих пор не существует.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: По производительности труда Россия находится между Уругваем и Чили.