Почему Евросоюз боится установить зерновой потолок, а Россия дает экспортные скидки и повышает внутренние цены на хлеб

По итогам сельскохозяйственного сезона 2023-2024 годов отечественные сельхозэкспортеры увеличили экспорт пшеницы до рекордного уровня в 55,3 млн тонн. В результате впервые на долю России пришлось более четверти международных поставок этой крупы: 26,1.

Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на данные Международного совета по зерну (IGC).

Стоит уточнить, что сельскохозяйственный сезон начинается 1 июля 2023 года и заканчивается 30 июня 2024 года. Кстати, официальные данные оказались выше прогноза экспертов IGC, которые считали, что Россия экспортирует 53,1 млн тонн пшеницы.

Текущий объем почти на 15% выше, чем за тот же период год назад. Предыдущая рекордная доля моей страны в мировых поставках приходилась на производственный сезон 2017-2018 годов, достигнув 23,4.

Интересно, что в мае этого года Италия возобновила импорт пшеницы из России и закупила 4200 тонн пшеницы твердых сортов на 1,4 миллиона евро. Это следует за апрельской паузой, когда наши запасы продовольствия не поставлялись на Апеннины.

В Грецию также была отправлена ​​российская пшеница на сумму 2,3 миллиона евро. Однако в целом страны ЕС сократили импорт продуктов питания на 22% до 6,5 млн евро в мае 2024 года.

Напомним, ранее (в конце марта) Еврокомиссия выдвинула предложение повысить тарифы на российское и белорусское зерно, масличные культуры и продукты их переработки, импортируемые в страны ЕС.

Мировой экспорт в прошлом сельскохозяйственном году оценивается в 211,7 млн ​​тонн по сравнению с 208,7 млн ​​тонн в 2022-2023 годах. ЕС занял второе место по объему экспорта пшеницы с объемом экспорта 35,3 млн тонн, что на 0,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Поставки из Канады, занимающей третье место, упали на 3% до 25 миллионов тонн.

Экономист Никита Масленников отметил, что, хотя западные страны заявляют, что хотят ограничить доходы России от продовольствия, они не осмеливаются устанавливать потолок цен, как на нефть.

«Что касается продуктов питания, они стараются быть осторожными, потому что это по-прежнему стратегически важный продукт. Могут быть некоторые ограничения, связанные, например, с заходами в порты, но они не столь значительны, как нефть. Все это приносит нам огромную пользу выручка - около 47-50 млрд долларов США в эквиваленте в год, хотя мы торгуем в разных валютах.

Да, мы можем иметь больше, но дело уже не в цене, а в структуре нашего экспорта. Российское зерно в основном направляется в развивающиеся страны. Кроме того, на экспорт экспортируется пшеница третьего и четвертого сортов.

Исторически сложился дефицит наших сортов твердой пшеницы, даже для внутреннего рынка, в которых нуждаются развитые страны. Например, мы по-прежнему активно закупаем макароны из твердых сортов пшеницы из Италии. Только Шебекинское предприятие производит здесь качественную продукцию.

СП: Почему нам не хватает собственной твердой пшеницы?

- Это сложный вопрос. Частично это связано со структурой урожая, сложившейся с советских времен. Если вы помните, даже Советский Союз закупал пшеницу у США за рубежом. Конечно, эта давно сложившаяся ситуация меняется, но перестроиться внезапно и быстро невозможно.

«СП»: Может, мы так много экспортируем, потому что недостаточно перерабатываем? Предположим, мощности не хватает?

- Не в этом дело. Наша хлебопекарная отрасль развивается очень хорошо.

Обратите внимание: Парадоксы российской экономики: Чем выше зарплаты россиян, тем они беднее....

В центре внимания по-прежнему находится структура посевов. Мы не можем оставить себе ненужную еду. Посчитайте, сколько мы можем съесть. Остальное экспортируется.

«СП»: А почему на рынке подорожала та же самая мука? Много ли мы экспортируем?

- Много причин. Еще до того, как возникли различные геополитические сложности, затраты на транспортировку и логистику росли. Кроме того, существует необходимость модернизации элеваторного оборудования, что также входит в стоимость зерна. Процесс обновления достаточно сложный и трудоемкий, он начался около восьми лет назад и развертывается постепенно, но не очень быстро.

Кроме того, рост цен на продукты питания является неизбежной тенденцией, и ее невозможно избежать. Основные продукты дорожают, в том числе пшеница. Наконец, существует инфляция, особенно продовольственная. Кроме того, существует острая нехватка рабочих рук в сельскохозяйственном секторе — возможно, одном из наиболее укомплектованных кадрами секторов нашей экономики. Все это влияет на затраты.

Аналитик группы "Финам" Александр Потавин уточнил, что на выручку от экспорта пшеницы могут повлиять последние события в российском аграрном секторе.

——Как мы все знаем, в середине мая в сельских районах некоторых районов страны введено чрезвычайное положение из-за морозов. Большая часть будущего урожая замораживается в начале мая. По данным Минсельхоза, пострадало около 3-5 млн га продовольственных культур. На этом фоне в мае мировые цены продемонстрировали самый высокий рост почти за два года. Однако к середине июля цены на пшеницу вернулись к уровням апреля 2024 года.

«СП»: Какой ущерб нанесли морозы?

-- В конце весны Министерство сельского хозяйства объявило, что мертвые посевы будут пересажены. Поэтому часть потерь наши аграрии компенсируют уже в следующем сезоне.

«СП»: Насколько наша страна контролирует экспорт зерна?

— Следует учитывать, что в 2023 году два крупных иностранных трейдера — Cargill и Vitra — ушли с российского рынка. Недавний мониторинг экономической ситуации, проведенный Ассоциацией российских банков, показывает, что экспорт зерна в РФ на протяжении последних полутора лет находится под государственным контролем.

На четыре компании, ответственные перед национальным правительством, сейчас приходится три четверти зарубежных продаж, хотя до ухода иностранных торговцев зерном этот показатель составлял 45%, по данным чикагской консалтинговой компании AgResource.

В этом случае экспортные скидки, скорее всего, увеличатся, поскольку Россия не имеет возможности хранить текущие объемы на долгосрочную перспективу.

Кроме того, у нас нет достаточных мощностей для переработки всего собранного зерна. В результате наш внутренний рынок сейчас насыщен продовольствием, даже с учетом упомянутого дефицита продовольствия.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Почему Евросоюз боится установить зерновой потолок, а Россия дает экспортные скидки и повышает внутренние цены на хлеб.