
В конце августа авиакомпания «Аэрофлот» столкнулась с массовыми отменами рейсов из московского аэропорта Шереметьево. Информация о сбоях подтверждается данными онлайн-табло. По данным источников внутри компании, причиной стало острое дефицит членов экипажей, в первую очередь пилотов, на регулярных рейсах.
1. Почему пилотов не хватает к концу месяца?
Эксперты связывают ситуацию с пиковыми нагрузками в летний сезон и спецификой нормирования рабочего времени. Роман Гусаров, главный редактор портала AVIA.RU, пояснил, что в июле-августе у авиакомпаний наблюдается максимальное количество рейсов. В 2024 году нагрузка выросла на 7.5% по сравнению с прошлым годом, что создает дополнительное давление на ресурсы. Ключевой фактор — ограничение по налету: пилоты не могут превышать 90 часов в месяц. К концу августа многие экипажи просто «вылетывают» этот лимит и должны быть отстранены от полетов, что и приводит к кадровым «окнам».
2. Зарплата и мотивация: в чем проблема?
Финансовое благополучие пилотов напрямую зависит от количества часов, проведенных в воздухе. Основная часть заработка — это надбавки за налет, в то время как фиксированный оклад относительно невелик. Таким образом, в пиковые месяцы, такие как июль и август, зарплаты достигают максимума, но уже к октярю могут сократиться вдвое. Эта система создает естественное стремление пилотов максимально загрузить себя в начале месяца, но к его концу приводит к их «выбыванию» по нормативам.
3. Системный кризис и отток кадров
Положение в отрасли осложняется последствиями прошлых лет. Пандемия, а затем закрытие неба десятками стран для российских авиакомпаний с февраля 2022 года нанесли тяжелый удар. Многие опытные пилоты, лишившись возможности летать на привычных международных направлениях, начали искать работу за рубежом. Вадим Лукашевич, независимый эксперт фонда «Сколково», подтверждает, что отток кадров действительно имел место. Он отмечает, что аннулирование лицензий у некоторых пилотов усугубило ситуацию, заставив специалистов чувствовать себя «ненужными».
4. Пути решения: подготовка кадров и новая карта маршрутов
Власти и отраслевые эксперты видят выход в двух направлениях. Первое — ускоренная подготовка собственных пилотов внутри страны, включая восстановление парка учебных самолетов и повышение зарплат инструкторам. Второе и, возможно, более перспективное — реорганизация авиасообщения. Сейчас основная нагрузка ложится на московский авиационный узел. Планируется развитие прямого сообщения между регионами, а также запуск прямых международных рейсов (например, на курорты Турции) из крупных городов вроде Самары, Новосибирска или Ульяновска.
5. Повлияют ли изменения на стоимость билетов?
Развитие региональных маршрутов теоретически должно снизить цены за счет сокращения расстояний и разгрузки хабов. Для поддержки социально важных направлений действуют схемы субсидирования и софинансирования со стороны государства и регионов, что делает билеты доступнее для студентов, пенсионеров и других льготных категорий. Однако в целом, как отмечает Роман Гусаров, в пик сезона цены неизбежно растут. По данным Росстата, за первое полугодие 2024 года стоимость авиабилетов выросла на 17% в годовом выражении. Эксперт прогнозирует некоторое снижение к концу года, но общий тренд, связанный с инфляцией, сохранится.
Обратите внимание: Эксперты: экономика КНР обгонит США на пять лет раньше прогноза.
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Эксперты рассказали, чего ждать от воздушных перевозчиков.