Возможно ли законом обуздать рост цен на «коммуналку» на 5 лет вперед, если неясно, что будет через полгода

С учетом ежегодной индексации тарифы на жилищно-коммунальные ресурсы (отопление, водоснабжение, очистка сточных вод, электроэнергия, газ, вывоз мусора) будут определяться законом не менее чем на пять лет вперед. Госдума должна подготовить соответствующий законопроект к весне 2025 года.

Кроме того, планируется установить экономически обоснованные нормативы взимания платы за жилищно-коммунальные услуги (эксплуатация дома, обслуживание лифтов, текущий ремонт и т.д.) сроком не менее пяти лет. Закон будет внесен в Госдуму гораздо раньше – в конце 2024 года. Это хорошая новость для большинства людей, учитывая рост на 10% в июле%.

Forbes приводит мнение Ассоциации водоснабжения и водоотведения России о том, что необходимо устанавливать долгосрочный период регулирования каждые пять лет, учитывая ежегодную индексацию тарифов и корректируя цены только в конце этого периода.

Эксперты полагают, что долгосрочное планирование в нынешних условиях невозможно. Инвесторы не хотят вникать в жилищно-коммунальное хозяйство, поскольку инвестиции в эти сферы долго окупаются. Эти изменения позволят им просчитать экономическую привлекательность участия в проекте.

Федеральное антимонопольное ведомство разработало свой вариант законопроекта с использованием долгосрочных тарифов и готовится внести его в правительство. В Госдуму внесен закон о местном секторе, который предусматривает инвестиции только в сектор водоснабжения.

Идет гонка за счет. Все упомянутые документы надеются опираться на заранее определенную тарифную сетку на ближайшие годы. Судя по всему, по этому вопросу наконец-то достигнут консенсус на высоком уровне, поскольку попытка развернуть пятилетний тарифный план в 2022 году не увенчалась успехом.

Глава Минстроя РФ сообщил, что средний уровень износа объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры страны в начале 2024 года ожидается на уровне 40%, а по отдельным направлениям он достигнет 80%. В то же время из-за отсутствия инвестиций процент отказов сетей выше, чем уровень ремонта и новых сетей.

Мы уже не можем игнорировать ухудшение состояния сети ЖКХ зимой, жители Климовска остаются без отопления в лютые морозы. Владимиру Путину пришлось лично взять ситуацию под контроль и полностью отобрать заводы и котельные у нерадивых владельцев.

Светлана Разворотнева, заместитель председателя комитета Госдумы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, председатель комитета парламента РФ по обеспечению жилищных прав граждан, заявила, что причина нововведения - фатальная нехватка бюджетных средств.

— Законопроект, который мы с коллегами недавно внесли, потребует от компаний водоснабжения утверждения долгосрочных инвестиционных планов и планов текущего ремонта сроком на пять лет с учетом тарифов на воду, установленных на пять лет вперед.

Эта идея обсуждалась уже давно, но так и не была реализована по экономическим и политическим причинам. Сейчас самое подходящее время. Потому что до 2030 года на модернизацию ЖКХ в бюджете предусмотрено не более 900 миллиардов рублей, а общая потребность составляет 4,5 триллиона рублей. Эти проблемы невозможно решить без финансирования инвесторов.

Но инвесторам необходимо создать условия. Нам нужны долгосрочные правила игры и государственное софинансирование. Одной из возможных мер является передача ответственности за заключение конфессиональных договоров с муниципального уровня на региональный уровень. Потому что иначе будет несоответствие, потому что тарифы устанавливаются регионами.

"СП": Правительство ранее утвердило максимальное повышение тарифов ЖКХ на 2024-2028 годы. В файле указаны средние показатели по каждому региону и пределы отклонений от этих показателей для отдельных городов. Разве этого недостаточно?

— На самом деле у нас уже есть какой-то план на ближайшие несколько лет. Но это всего лишь благие намерения и рекомендации. Фактически эти параметры никогда не соблюдаются, и окончательный тариф по-прежнему определяется ежегодно. После вступления закона в силу такого больше не будет. Тарифы будут повышены плановым образом и будут известны за пять лет вперед.

"СП": Пишут, что в Москве запустят какие-то модели, которые будут привлекательны для инвесторов в теплоснабжение, но затраты на отопление вырастут на 39%.

Обратите внимание: Есть ли в России новые возможности для бизнеса?.

Происходит ли это в секторе жилищно-коммунального хозяйства?

- Нет. Министерство энергетики уже 15 лет пытается внедрить подход «альтернативной котельной», и это хорошо, поскольку цены на электроэнергию основаны на наиболее эффективном источнике тепла. Они задумываются не только о производстве тепла, но и о производстве источников теплоснабжения с нуля. Поэтому цена высока. Москва дружелюбна к инвесторам, поэтому здесь такого не произойдет.

Экономист Никита Масленников отметил, что долгосрочное тарифное планирование не является чем-то новым для Европы.

— Тарифы регулируются. Поэтому динамика этих тарифов чрезвычайно важна как для инвесторов, так и для потребителей. В этом отношении Россия «не опережает» многие другие экономики. В Исландии, например, цены на электроэнергию устанавливаются на протяжении десятилетий. Особенно для промышленных предприятий. С точки зрения возврата инвестиций в строительство инженерной инфраструктуры это принципиальный вопрос.

Мы обсуждаем это с 2010 года, но результата пока нет. У них были серьезные дебаты по поводу варианта: инфляция плюс 1% или инфляция минус 1%. Это зависит от инвестиционной привлекательности отрасли.

Система стимулирования частников в сфере ЖКХ пока не создана. Можно даже столкнуться с парадоксом: тарифы повышают, а инвесторы все равно не приходят. Например, потому что неясно, получит ли он федеральные налоговые льготы по подоходному налогу.

Поэтому главный вопрос – как правильно рассчитывать тарифы и на каком основании. Очевидно, что необходимо учитывать как динамику издержек, так и динамику доходов потребителей и населения. Это сложная задача. Это не будет работать так, как указано. Требует обсуждения.

«Мы должны понимать, что любая бюрократия существует не для решения проблем, а для выработки решений», — сетовал политолог Анатолий Несмиян. - То, что сейчас предлагается сделать в ЖКХ, - это именно выработка решений. Так что может и введут тарифный план, попробуют планировать, но…

«СП»: Новый национальный план?

— Кстати, сейчас Россия, как и другие страны, находится в стадии поиска новой социально-экономической модели. Потому что старый перестал работать. Уместно было бы (без какого-либо негативного оттенка) назвать этот процесс «катастрофой». В состоянии катастрофы любой план, особенно на пять лет вперед, бессмыслен.

Любой план должен претерпеть столько корректировок, что планы не смогут помочь инвесторам сориентироваться — регулярные корректировки начнут менять планы самих инвесторов. Так что реальных преимуществ не так много. Как вы можете планировать, если не знаете, что произойдет через шесть месяцев?

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Возможно ли законом обуздать рост цен на «коммуналку» на 5 лет вперед, если неясно, что будет через полгода.