
В России обсуждается радикальное изменение подхода к формированию тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Планируется, что тарифы на ключевые ресурсы — отопление, воду, электричество, газ и вывоз мусора — будут устанавливаться законом на срок не менее пяти лет с ежегодной индексацией. Соответствующий законопроект Госдума должна подготовить к весне 2025 года. Параллельно, уже к концу 2024 года, будет внесен закон, который зафиксирует на такой же срок экономически обоснованные нормативы платы за услуги по содержанию и ремонту жилья. Эти инициативы призваны дать ответ на недавний рост платежей и создать предсказуемые условия для всех сторон.
1. Цель: привлечь инвесторов в изношенную инфраструктуру
Главная причина нововведений — катастрофическое состояние коммунальной инфраструктуры страны. По данным Минстроя, средний износ объектов ЖКХ приближается к 40%, а по некоторым направлениям, например, сетям водоснабжения, достигает 80%. Бюджетных средств на масштабную модернизацию не хватает: до 2030 года выделено около 900 млрд рублей при общей потребности в 4.5 трлн рублей. Единственный выход — привлечение частных инвестиций, но инвесторы не идут в отрасль, где правила игры меняются каждый год, а окупаемость проектов растягивается на долгий срок.
Как отмечает депутат Госдумы Светлана Разворотнева, новый закон обяжет ресурсоснабжающие компании разрабатывать и утверждать пятилетние инвестиционные и ремонтные планы, которые будут напрямую увязаны с долгосрочными тарифами. Это создаст для бизнеса необходимые гарантии и позволит планировать свою деятельность.
2. Скепсис экспертов: можно ли планировать в условиях неопределенности?
Несмотря на благие намерения, многие эксперты выражают серьезные сомнения в реализуемости долгосрочного планирования в нынешних экономических и геополитических условиях. Экономист Никита Масленников указывает, что подобная практика давно и успешно применяется в Европе, например, в Исландии, где тарифы для промышленности устанавливаются на десятилетия. Однако в России дискуссии на эту тему ведутся с 2010 года без видимого результата.
Главный вопрос — по какому принципу рассчитывать тариф. Должен ли это быть уровень инфляции плюс или минус определенный процент для обеспечения рентабельности? Необходимо учитывать не только затраты компаний, но и платежеспособность населения. Это сложная и тонкая задача, требующая широкого профессионального обсуждения.
Политолог Анатолий Несмиян высказывается еще более категорично. Он считает, что в условиях, когда страна ищет новую социально-экономическую модель, а мир переживает турбулентность, любой пятилетний план обречен на постоянные корректировки. «Как вы можете планировать, если не знаете, что произойдет через шесть месяцев?» — задается риторическим вопросом эксперт. По его мнению, частые изменения сведут на нет всю пользу от долгосрочного тарифного плана для инвесторов.
3. Конкуренция инициатив и прошлый неудачный опыт
Сейчас в правительстве и парламенте идет настоящая гонка законопроектов. Свою версию документа с использованием долгосрочных тарифов подготовило Федеральная антимонопольная служба. В Госдуму уже внесен закон, касающийся инвестиций в сектор водоснабжения. Все эти документы объединяет желание создать стабильную тарифную сетку на годы вперед.
Примечательно, что попытка внедрить пятилетнее тарифное планирование уже предпринималась в 2022 году, но тогда она не увенчалась успехом. Сейчас, судя по активности законодателей, на высоком уровне достигнут консенсус о необходимости таких мер. Остается вопрос, удастся ли на этот раз не только «выработать решения», как иронично замечает Несмиян, но и реализовать их на практике, обеспечив баланс интересов государства, бизнеса и граждан, которые устали от зимних аварий и непредсказуемого роста счетов за «коммуналку».
Обратите внимание: Есть ли в России новые возможности для бизнеса?.
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Возможно ли законом обуздать рост цен на «коммуналку» на 5 лет вперед, если неясно, что будет через полгода.