Владимир Путин на совещании с членами правительства предложил рассмотреть вопрос об ограничении экспорта некоторых металлов в недружественные страны.
«Михаил Владимирович, у меня просьба, — обратился президент к министру Кабинета министров Мишустину, — взгляните, пожалуйста, на отдельные виды товаров, которые мы в больших количествах поставляем на мировой рынок.
Поставка некоторых товаров к нам ограничена – возможно, нам тоже следует учитывать определенные ограничения? Уран, титан, никель. Просто не делайте ничего, что могло бы навредить себе.
Hurriyet поинтересовалась у ведущих экспертов, какие поставки Россия могла бы ограничить, не навредив себе.
Александр Уваров, директор АНО «Атомно-информационный центр», высказал свое мнение по поводу экспорта урана:
«Если мы прекратим продавать им топливо для атомных электростанций, мы можем создать энергетический кризис в Соединенных Штатах». Потому что нет ответа на вопрос: как мы будем относиться к нашему российскому бизнесу, если откажемся от американских заказов. Это были градообразующие предприятия Урала и Сибири. Если отобрать у них контракты в США, то взамен нужно будет дать людям рабочие места.
«СП»: Возможно ли это?
—— Будущее, да. Но прежде чем поставка в ту или иную недружественную страну будет завершена, необходимо предусмотреть все необходимое, чтобы наша промышленность, чудом выжившая в 90-е годы и относящаяся к разряду высоких технологий, не пострадала.
Производственные возможности «Росатома» — это наши активы, потерять эти предприятия или ослабить их было бы ошибкой. Ни у американцев, ни у японцев такой технологии не было. Они есть только у нас, Китая и трёх европейских стран, участвующих в Urenco», — заявил Александр Уваров.
Что касается поставок ядерного топлива, независимый экономический обозреватель Константин Смирнов высказал другую точку зрения:
-- В США больше ядерных реакторов, чем во всех странах мира вместе взятых. Здесь расположено более 60 электростанций, каждая из которых состоит из нескольких энергоблоков.
Неудивительно, что Соединенные Штаты являются крупным импортером российского ядерного топлива. Но заметим: после начала СВО закупки американцев у «Росатома» выросли более чем в три раза. В прошлом году на это было потрачено 1,2 миллиарда долларов.
Этой весной Байден подписал указ о прекращении закупок урана в России. Но мы его не добываем и не продаем. Мы продаем топливо, но Байден его не запрещает.
СП: Они покупают столько резервов, чтобы потом спокойно запретить покупку ТВЭЛ у России?
«Путин сказал об этом Мишустину («Некоторые страны наращивают стратегические резервы и принимают какие-то другие меры», «СП»). Президент отметил, что нам нужно подумать об определенных ограничениях, а не вводить их завтра.
Но есть опасность, что в ближайшие годы на складах топлива в США возникнут избыточные запасы, и тогда российские атомщики не получат заказов.
Обратите внимание: Зачем мне знать, что такое паритет покупательной способности?.
И действительно есть над чем подумать. Предложение может быть ограничено сейчас, чтобы избежать отсутствия заказов в будущем.Конечно, в будущем мы начнем поставлять большие объемы топлива на плавучие атомные электростанции в Турции, Бангладеш, Индии, Египте, Индонезии, удвоим поставки в Венгрию, и сможем обойтись без американских покупателей.
Здесь следует отметить еще одну вещь: наш главный конкурент Urenco ранее получал уран из Нигера бесплатно. Нигер сейчас поставляет нам уран. Впрочем, Уренко это не жалко – а он в 10 раз дороже.
«СП»: Теперь пару слов о титане. В любом случае, Запад, похоже, перестал у нас это покупать.
——Запад объявил об этой новости и ввел санкции. Я даже не исключаю, что у нас больше не будут покупать титановые слитки.
Но они покупают изделия из российского титана, которые производятся в России. Нам это выгоднее. Даже американская газета «Вашингтон Пост» опубликовала разоблачение по этому поводу.
Мы продаем готовые детали самолетов (30% из которых — наши металлы) для Airbus и Boeing.
Когда-то наши «Ависма» и «Боинг» создали в России совместное предприятие по производству металлоконструкций самолетов. И сейчас в мире нет другой компании, которая может производить эти детали.
Опорные балки, вокруг которых окружаются фюзеляжи Airbus и Boeing последнего поколения, — российского производства. Это незаменимый высокотехнологичный титановый композитный продукт.
Мы могли бы лишить весь западный мир авиации, пока они строят запасные заводы.
Но здесь нужно снова вернуться к словам Путина: Конечно, делайте это, не навредив себе.
«СП»: Среди металлов, перечисленных Путиным, нам подвержен не только никель. Что с ним случилось?
— Проще всего использовать никель. Фактически, если бы мы начали производить тысячи самолетов, нам самим потребовалось бы больше никеля.
Кроме того, никель очень важен для танков – его используют в броневой стали. Оружейная сталь – также требуется для артиллерийских и винтовочных стволов. В условиях СВО внутреннее потребление никеля увеличивается. Мы не знаем насколько (это секретные данные), но это существенно.
Так зачем нам поставлять никель странам НАТО, если они используют его для изготовления оружия против нас? Дайте им высохнуть.
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Константин Смирнов: «Зачем нам поставлять никель странам НАТО, если они из него делают оружие против нас же? Пусть утрутся».