Мобилизационная экономика СССР после Второй мировой войны помогла сделать стране удивительный рывок

Я много раз писал на тему мобилизационной экономики. Потому что, если Россия не перейдет к режиму экономической мобилизации, мы обречены проиграть коллективную войну с Западом. Добиться успеха, оставаясь в рамках прежней так называемой модели «рыночной экономики» (фактически зависимой капиталистической экономической модели), просто невозможно.

Об опыте экономической мобилизации Советского Союза в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов я уже писал в статье «Победа Советского Союза во Второй мировой войне была обеспечена беспрецедентной экономической мобилизацией». Это второй этап мобилизации; предыдущим (первым) этапом была мобилизация, обеспечившая индустриализацию Советского Союза (1928−1941 гг.).

Меня больше всего беспокоит вопрос трудовой мобилизации в тылу. Потому что для решения сложной проблемы экономической мобилизации все должно начинаться с мобилизации трудового потенциала. Лишь тогда мобилизованные рабочие начнут активно участвовать в мобилизации других экономических ресурсов — природы, производства (основных фондов), финансов, науки и техники.

Отечественная война (Вторая мировая война) закончилась, но советскую экономическую мобилизацию не отменили. Хотя бы потому, что Вторая мировая война сменилась другой войной, то это будет «холодная война». Лишь после 9 мая 1945 года советская экономическая мобилизация приняла иную форму. Начался новый этап.

Временные рамки нового этапа экономической мобилизации в СССР: от окончания Великой Отечественной войны до гибели И.В. Эта мобилизация проходила под руководством Сталина. Еще два года советская экономика продолжала развиваться в соответствии с решениями Сталина. Всего около десяти лет: 1946−1955.

Главной целью мобилизации было объявлено восстановление разрушенной войной страны. Потери затрагивают как производственную, так и социальную сферу. Было разрушено от 27 000 до 30 000 предприятий; Большая часть жилья была разрушена. По официальным данным, Советский Союз потерял около трети своего национального богатства.

Партийное и правительственное руководство страны рассматривало два основных варианта экономической политики в послевоенный период. Один из вариантов — рассмотреть возможность смягчения жесткой экономической мобилизации и усиления социальной направленности экономики с учетом накопившейся усталости народа. Другой вариант — вернуться в 1930-е годы. Первую программу одобрили секретарь Центрального секретариата Андрей Жданов, председатель Госплана Николай Вознесенский и поддержали Председатель Совета Министров РФ Михаил Родионов. Поддержали возврат к старой модели Лаврентий Берия, член Политбюро большевистского ЦК КПСС, и Георгий Маленков, секретарь Центрального секретариата, имевший поддержку руководителей тяжелой промышленности.

Второй вариант выигрывает. Этому способствовало официальное заявление президента США Гарри Трумэна о том, что США рассматривают Советский Союз как своего геополитического врага. Свою роль сыграли также неурожай и голод 1946 года, а также смерть Андрея Жданова в 1948 году. Одной из важных особенностей второго варианта является ускоренное развитие отраслей группы «А» (производство средств производства) по сравнению с отраслями группы «Б» (производство товаров народного потребления).

В 1946 году был принят Четвертый пятилетний план развития народного хозяйства, известный в истории как «восстановление». 9 февраля 1946 года Сталин изложил основные экономические и политические задачи пятилетнего плана: «Восстановить пострадавшие районы страны, восстановить промышленность и сельское хозяйство до довоенного уровня, а затем превысить этот уровень до более или менее менее значительной степени». 18 марта 1946 года Верховный Совет Советского Союза принял Закон о четвертой пятилетке восстановления и развития народного хозяйства.

Необходимо максимально мобилизовать трудовой потенциал страны. С одной стороны, этот потенциал был существенно снижен войной: число погибших (как военных, так и мирных) составило 27,5 млн человек. С другой стороны, эти потери были частично (не полностью) компенсированы демобилизацией военнослужащих и возвращением наших соотечественников из немецкого плена. Эксплуатировался и труд узников ГУЛАГа, причем это были не столько советские граждане в послевоенный период, сколько немецкие, венгерские, румынские, японские и т д военнопленные.

Некой (не очень важной) компенсацией наших потерь стали репарации, выплаченные Германией и ее союзниками. Но в денежном выражении репарации были скудными, поскольку сама экономика Германии лежала в руинах. Важную роль сыграла «натуральная» компенсация: мы вывезли с оккупированных территорий станки, машины, оборудование, целые заводы и другие материальные ценности. (Подробнее см.: Катасонов В. Россия в мире репараций (М.: Кислород, 2015).

Фонды восстановления экономики в основном поступают из внутренних источников. Народные кредиты играют важную роль в пополнении государственного бюджета.

В 1946 году в целях восстановления и развития народного хозяйства были выпущены облигации государственного займа с 1947 по 1948 год. Написал еще два раза. Подписка на кредиты формально добровольна, но в то же время активное участие в этой финансовой деятельности является признаком лояльности режиму. В результате часто случается, что целые группы используют месячный доход для покупки облигаций государственного займа. В результате были мобилизованы огромные средства: в 1946 году кредиты составили 24,7 миллиарда рублей. (7,6% доходов государственного бюджета, в 1950 г они составляли 31 млрд руб. (7,3%).

Слабым местом советской послевоенной экономики было сельское хозяйство. Спад сельскохозяйственного производства в годы войны был значительно больше, чем промышленного производства. После войны в селе остались только старики, дети и женщины. В годы войны больше скота было предано мечу. Более того, 1946-1948 гг. Произошли крупномасштабные стихийные бедствия (засухи, наводнения), приведшие к голоду в некоторых частях страны.

В некоторой степени проблемы сельского хозяйства вызваны не природными факторами, а ошибками экономической политики. Сельскохозяйственный бюджет недофинансирован из-за чрезмерного приоритета промышленности (особенно тяжелой). Закупочной цены зерна и другой сельскохозяйственной продукции порой не хватает для покрытия половины затрат на их производство.

Между колхозами и совхозами возникает парадоксальная ситуация: чем больше произведено, тем больше потери.

По окончании «четвертой пятилетки» национальная сельскохозяйственная политика начала корректироваться, и сельское хозяйство продемонстрировало положительную динамику развития. Площадь обрабатываемых земель достигла 97% от довоенного уровня. Количество закупленного зерна увеличилось с 32,3 миллиона тонн в 1950 году до 36,4 миллиона тонн в 1940 году. В целом довоенный уровень достигнут не был: сельскохозяйственное производство в 1950 г составляло лишь 97% от уровня 1940 г.

Что касается промышленности, то, по тогдашним официальным данным, в первый год четвертой пятилетки (1946 г.) промышленное производство достигло 77% довоенного (1940 г.) уровня. Довоенный уровень производства был достигнут в 1948 году.

За последние два года пятилетки были достигнуты невиданные успехи. В 1950 году промышленное производство превысило довоенный уровень в 1,7 раза. За период «четвертой пятилетки» было восстановлено и перестроено 6200 промышленных предприятий. Численность рабочих и служащих увеличилась до 40,4 миллиона человек.

Промышленный сектор группы «А» фактически развивается быстрее, чем промышленный сектор группы «Б». Особенно с 1946 по 1950 год. Из общего объема капитальных вложений в промышленность на долю тяжелой промышленности приходится 88%, а на легкую — лишь 12%. В общем объеме промышленного производства группа Б занимает лишь 30%.

Обратите внимание: О положении России в мировой экономике.

Невозможно легкой и пищевой промышленности достичь уровня 1940 года.

За период «четвертой пятилетки» национальный доход увеличился на 64%. Экономист Г. И. Канин в своем исследовании заключил: «В последние годы четвертой пятилетки советская экономика твердо встала на путь интенсивного развития».

Если промышленность в целом достигла довоенного уровня в 1948 г., то восстановление экономики в целом произошло в 1950—51 гг.

Во время четвертой пятилетки событием особой важности для народа стала денежная реформа в декабре 1947 года. Чиновники говорят, что суть денежной реформы заключается в деноминации - замене старых банкнот новыми банкнотами в соотношении десять рублей к одному рублю. Однако отчасти это конфискационная реформа.

Наличные деньги обмениваются по курсу один новый рубль за десять старых рублей. Банковские вклады, превышающие 10 000 рублей, можно обменять с дисконтным коэффициентом 0,5. Облигации государственного займа также обмениваются с понижающим коэффициентом (в зависимости от года выпуска). При этом срок погашения государством задолженности граждан был продлен до 10 или 20 лет.

Обмен валюты осуществляется в течение одной недели (две недели на Крайнем Севере). Некоторые не решаются потратить большую сумму денег на обмен, а у кого-то вообще нет времени на обмен. В результате большая часть избыточной денежной массы, образовавшейся в результате беззалоговой эмиссии в годы войны, была ликвидирована (не разменено было около 25 млрд руб.). Считается, что денежные сбережения, полученные за счет спекулятивной торговли во время войны, были обнулены. В целом денежная масса страны сократилась более чем в три раза.

Одновременно с денежной реформой была отменена система банковских карт. Кстати, в некоторых западных странах его тоже внедряли в годы войны. Но позже оно было отменено. Например, 1953 год в Англии. Коммерческие цены также были снижены (на некарточные товары). 16 декабря 1947 года в Советском Союзе были введены единые национальные розничные цены на промышленные товары и продукты питания.

В начале 1948 года цены на многие потребительские товары упали. После этого сокращения производились ежегодно до 1954 года (всего шесть сокращений). Реальные доходы населения увеличились по мере роста заработной платы и падения розничных цен на потребительские товары.

После окончания войны в конце 1940-х годов расходы на оборону немного снизились, но их пришлось снова увеличить, поэтому возможности увеличения реальных доходов жителей были сильно ограничены. Советская разведка доложила руководству страны, что США, вчерашний военный союзник, готовят нападение на Советский Союз. Перед американцами есть козырная карта: ядерное оружие. Но такого оружия у нас пока нет.

Советское руководство направило огромные ресурсы на создание атомной бомбы и достижение ядерного паритета с Соединенными Штатами. С 1945 года (с момента сброса США атомных бомб на Хиросиму и Нагасаки) Советский Союз принял решение о запуске проекта атомной энергетики. На начальных этапах атомного проекта (1945-1952 гг.) капитальные вложения в ядерный оружейный комплекс составили 23,9 млрд руб. К середине 1953 года капитальные вложения в завод № 817 (первый плутониевый завод в Советском Союзе, ныне ПО «Маяк») достигли 4,6 млрд руб.

Для справки: В начале 1950-х годов советский государственный бюджет составлял примерно 45 миллиардов рублей. (доходы и расходы).

Огромные затраты на ядерную программу окупились. В августе 1949 года на Семипалатинском полигоне была испытана первая атомная бомба Советского Союза. Четыре года спустя, в августе 1953 года, в Советском Союзе была испытана первая водородная бомба. Кстати, такой бомбы у американцев никогда не было. Фактически с этого момента Советский Союз и США достигли ядерного баланса. Это позволило Советскому Союзу в определенной степени ослабить мобилизационную напряженность своей экономики.

Четвертая пятилетка еще не закончилась, и началась подготовка пятой пятилетки (1951-1955 гг.) развития советского народного хозяйства. IV активно участвовал в его разработке. Сталин. В первой половине 1950-х годов национальный доход СССР увеличился на 71%, промышленное производство — на 85%, продукция сельского хозяйства — на 21%, капитальные вложения увеличились почти вдвое.

В настоящее время важнейшим макроэкономическим показателем является валовой внутренний продукт (ВВП). Это показатель, широко используемый во всем мире в конце прошлого века.

После войны не только Советский Союз, но и другие страны не имели показателя ВВП (важнейшим макроэкономическим показателем считался национальный доход). Историки и экономисты пытаются использовать оценки текущего ВВП для описания экономики прошлого. Итак, между 1946-1950 гг. С 1951 по 1955 год среднегодовой темп роста ВВП Советского Союза составлял 14%. - 11%. (И.И. Пичурин. Причины экономического кризиса социализма в СССР в 1989-1991 гг. // «Региональная экономика» № 1/2012).

Иногда в историко-экономической литературе утверждается, что высокие темпы экономического роста СССР были достигнуты за счет широкого участия в производстве таких ресурсов, как рабочая сила, природные ресурсы (полезные ископаемые, леса, земля), производственный потенциал (восстановление заводов и заводов) и заводы) и т д, получение техники и оборудования из Германии) и т.д. Нет, главную роль играет интенсивный фактор, главным образом производительность труда. По статистике Советского Союза, за период четвертой пятилетки производительность труда выросла на 27%, за период пятой пятилетки она выросла на 48%. (Подробнее см.: Катасонов В.. Экономика Сталина. - М.: Тион, 2023).

Высокие двузначные темпы роста советской экономики резко контрастировали с медленным ростом большинства западных стран в первое послевоенное десятилетие.

Так, в США реальный ВВП даже снижался в течение нескольких лет в течение первого послевоенного десятилетия. После окончания Второй мировой войны в 1946 году ВВП США упал на 11,6%. ВВП также упал на 1,1% в 1947 году и на 0,6% в 1949 году. Корейская война дала новый импульс экономике США. В 1950 году темпы роста ВВП США составляли 8,7%, в 1951 году — 8,0%. Экономический бум в США закончился неудачей еще в 1954 году, когда ВВП упал на 0,6%.

По оценкам нашего экономиста Г. И. Ханина за 1951-1955 гг. Темп роста ВВП Советского Союза составлял 62%, тогда как темп роста ВВП США составлял 24%. Ниже приведены темпы роста ВВП (%) других крупных капиталистических стран в первой половине 1950-х годов: Соединенное Королевство — 15; Франция — 24; Япония — 43.

Было ясно, что экономический разрыв между Советским Союзом и его геополитическим и военным соперником Соединенными Штатами сокращался в первое послевоенное десятилетие. Наше экономическое лидерство продолжает расширяться по сравнению с другими крупными западными странами.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Мобилизационная экономика СССР после Второй мировой войны помогла сделать стране удивительный рывок.