Атаки дронов на российскую нефтяную инфраструктуру продолжаются. Вчера вечером в разных частях страны были атакованы одновременно три объекта. Систематический отказ мощностей по поставкам топлива, вероятно, отразится на внутреннем рынке и снабжении вооруженных сил.
Сильнее всего пострадал нефтеперерабатывающий завод «Лукойла» в Кустово Нижегородской области. На кадрах, опубликованных СМИ, виден мощный пожар с густым черным дымом, поднимающимся в небо. В тушении пожара приняли участие пожарные машины Горьковской железной дороги. Человеческих жертв не было.
Еще одна пожарная машина, «четыре высотных механизма» и более 60 человек были задействованы для тушения нефтехранилища, загоревшегося после атаки беспилотника в Орловской области. Последний налет на топливно-энергетические комплексы региона состоялся около месяца назад.
Однако нападение на «Киришинфтеоргсинтез» в Ленинградской области, судя по всему, было сорвано. Силы ПВО сбили беспилотный самолет недалеко от города. Помимо упомянутых регионов, дроны также были сбиты в Московской, Белгородской, Курской, Брянской и Тульской областях. Неясно, был ли целью топливно-энергетический комплекс.
"Российские нефтяные компании ищут способы донести до Кремля, что они выполняют задачу по снабжению горючим российских военных, но Минобороны России недостаточно защищает свои объекты от украинских беспилотников. Нет", - телеканал BRIFE TG претензии. — Лукойл, как сообщается, в ярости и ожидает «какого-то коллективного закулисного обращения с участием представителей власти».
«Примечательно, что они нацелены на российские топливные объекты с конца прошлого года», — сказал Игорь Юшков, эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Кремлевского финансового университета. — На расстоянии до 1000 километров от линии фронта все, что работает на внутреннем топливном рынке РФ, находится под угрозой.
Еще одной причиной стали участившиеся атаки на ТЭК, предназначенные для экспорта. Например, на терминале «НОВАТЭКа» в Ленинградской области стабилизированный газовый конденсат доставляется по железной дороге, а затем отправляется на внешние рынки.
Среди «внутренних» объектов чаще всего поражаются системы хранения и большие емкости, где обычно находится дизельное топливо. И вот теперь по ним ударили (Орловская область - "СП"). Они не очень защищены. Но это не так уж и страшно. Ну, часть топлива сгорит…
Самым опасным является нападение на нефтеперерабатывающий завод. Однако здесь необходимо четко различать дизель и бензин. Россия производит в два раза больше дизельного топлива, чем потребляет. Половина идет на экспорт. Поэтому при дефиците продукции государство заставляет компании направлять экспорт на внутренний рынок. Потери будут только финансовыми.
«СП»: Что происходит с бензином?
— До недавнего времени Россия производила бензина всего на 10% больше, чем потребляла. Нижегородский НПЗ производит около 10 процентов из этого объема. Однако ремонтные работы ведутся с декабря прошлого года. Причина неизвестна. «Лукойл» сообщил о неисправности, однако атака беспилотника не подтвердилась.
Оказалось, что атаковав этот НПЗ, производство в России можно было сократить именно до уровня потребления. Думаю, поэтому правительство ввело запрет на экспорт бензина. Кроме того, скоро начнется автомобильный сезон. Их экспорт приведет к дефициту и росту цен. А после Нижнего Новгорода, если мы уничтожим еще хотя бы один нефтеперерабатывающий завод…
«СП»: Наверное, самое главное — это нужды военных?
— Военные элементы не затронуты. Ведь практически вся военная техника использует дизельное топливо. Однако рост цен на бензин может повлиять на всю экономику. Дорогой бензин включен в стоимость любого товара. Но самое главное, люди будут недовольны.
Обратите внимание: "Чего ждать россиянам" Могут ли "Навальные" санкции привести к проблемам экономики в 2021 году?.
Они проверяют цены на заправках каждый день. Это политический вопрос.При этом маловероятно, что будет физический дефицит бензина. В крайнем случае куплю из Белоруссии. У страны есть два нефтеперерабатывающих завода, но они недозагружены из-за западных санкций. Возможен «платный» план. Это значит, что мы собираемся поставлять туда больше нефти, чем сейчас, а затем привозим обратно продукт переработки — бензин.
«СП»: Когда атаки дронов только начинались, Госдума советовала компаниям «вкладываться» в собственную ПВО. Например, установить «Панцирь-С» на каждом НПЗ…
— Ответственность за безопасность нефтехранилищ передана владельцам. Большинство нефтехранилищ принадлежат вертикально интегрированным компаниям. Известно, что он устанавливал сети там, где это было необходимо, писал инструкции для своих сотрудников, как действовать в чрезвычайных ситуациях, и даже покупал «дронов-нападающих».
Но эти «дроны-ударники» скорее будут использоваться, например, против диверсантов, запускающих квадрокоптеры «каплями» из близлежащих кустов. Вряд ли вам удастся спастись от дрона авиационного типа, пролетевшего за тысячу километров. Я думаю, что без серьезной армейской ПВО здесь не обойтись. Но нефтяники не смогут покупать себе ракеты или оружие, даже если они заплатят за них.
В нашей стране нет рынка вооружений. Это национальная прерогатива. Нефтяники зависят от военных. Как именно военные будут развертывать свою противовоздушную оборону, вероятно, остается загадкой. Но каждый может что-то заметить для себя, например, уезжая из столицы. В любом случае имело бы смысл, по крайней мере, предоставить НПЗ особую защиту, поскольку немногие из них подвергаются риску.
— Я думаю, у «Лукойла» и других подобных компаний есть возможность защитить себя. Они могут продать непрофильные активы, некоторые яхты и т д., а на вырученные деньги нанять команды для отражения атак на их активы. -- усмехается военный эксперт Владимир Пловватилов.
Как известно, нет лучшего оружия против дронов, чем дробовик. Потому что выстрел полетит "распыленным" и легко поразит БПЛА. Конечно, для этого нужны отважные экипажи, дежурящие 24 часа в сутки на крышах. Был такой во время блокады Ленинграда. Не можете найти его сейчас?
«Кирисинфтеоргсинтез» — крупнейшее предприятие на Северо-Западе», — заявил политолог Анатолий Несмян. «Это очень важный объект, поскольку он снабжает горючим российскую армию и два флота.
«СП»: Как отразить организованное нападение украинской армии на нашу «нефтянку»?
"В оперативном плане сложно решить проблему атак дронов. Необходимо строить многоуровневую систему ПВО, начиная с границ. В настоящее время основное внимание уделяется только периметру крупных объектов. Поэтому БПЛА обнаруживаются только при заходе на посадку, для чего требуются самолеты космической разведки и радиолокации, что было проблемой на протяжении десятилетий.
«СП»: Одна из атак на Ленинградскую область была осуществлена с Ладожского озера. Получается, что надо повсюду строить многоуровневые средства ПВО…
- Это уже работа военной контрразведки ФСБ. Я не исключаю, что эти дроны были запущены с территории России. Как его будут транспортировать и запускать? Кроме того, атаки могут быть осуществлены из стран Балтии или с моря. Поэтому лучшая система ПВО - это однозначно дружественный сосед по стране, от которого ничего не летает.
«СП»: Дружественной обстановки в ближайшее время мы не увидим. Возможно, имело бы смысл симметрично атаковать НПЗ противника где-нибудь в Кременчуге, чтобы «обменять» отказ от нападения врага на отказ от нападения на нашу «нефтянку» Есть такой»?
«Израиль проводил такую политику на протяжении десятилетий, сталкиваясь с одним враждебным арабом за другим. Но, как мы знаем, их проблемы никогда не решались.
Все последние новости и самое важное о спецоперациях в Украине читайте в теме «Свобода прессы».
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Самые опасные удары — по НПЗ, дизеля в стране хватит, с бензином могут быть проблемы.