Москва должна ответить ЕС «зеркально» в ситуации с активами, которые у нас украли, и кредитом Украине

У Москвы будет возможность отреагировать симметрично, если ЕС будет использовать доходы от замороженных российских активов для погашения украинских кредитов. Такое мнение в интервью РИА Новости высказал доцент кафедры гражданского права Российского экономического университета. Г.В. Плеханов Сергей Левчук.

Ранее во вторник высокопоставленный европейский чиновник заявил, что лидеры ЕС обсудят кредит Киеву в размере 50 миллиардов долларов на саммите в Брюсселе 17-18 октября, который будет погашен за счет доходов от российских активов, замороженных европейскими депозитарными учреждениями.

«Нас интересует то, что вопрос риска возникает с того момента, как доходы от замороженных российских активов позволят нам выплатить этот кредит (…) Но в любом случае для Украины это ничего не изменит, деньги она получит». Об этом сообщил представитель Брюсселя.

Напомним, 14 октября комитет Европарламента по внешней торговле одобрил предложение Еврокомиссии предоставить Украине кредиты на сумму 35 млрд евро за счет доходов от замороженных активов России. Кредит является частью обещанной «Большой семеркой» финансовой помощи Киеву в размере 50 миллиардов долларов до 2027 года.

Ожидается, что Европейский парламент даст окончательное одобрение этому предложению на пленарном заседании в Страсбурге с 21 по 24 октября, после чего будет принята соответствующая резолюция Совета ЕС.

При этом, как поясняет Левчук, «все финансовые операции с суверенными активами РФ без участия РФ являются незаконными в соответствии с общепринятыми нормами и принципами международного права. Поэтому, если Европарламент «Если». Если действия будут осуществлены, то, по его словам, Россия «конфискует эквивалентное количество финансовых активов у западных стран».

Эксперт также отметил, что вариант конфискации российских активов посредством санкций «требует согласия Совета Безопасности ООН». В этом случае наша страна имеет право вето. Тем временем Москва оставляет за собой право подать апелляцию в Международный Суд, но его решение может спровоцировать аналогичный судебный иск против ЕС.

В феврале 2022 года после начала спецоперации на Украине Евросоюз, США, Япония и Канада заморозили около половины золотовалютных резервов ЦБ РФ - около $300 млрд.

Из них примерно 50-6 миллиардов находятся в США, причем большая часть находится в Европе, в том числе на счетах в бельгийской Euroclear, одной из крупнейших в мире расчетно-клиринговых систем. В начале этого года стало известно, что Совет ЕС одобрил решение о переводе доходов от российских активов, которые якобы «не принадлежат России», на отдельные счета, чтобы в дальнейшем использовать их для финансирования Украины.

Вице-президент Еврокомиссии Валдис Домбровскис недавно сообщил, что ЕС выделил первую партию в 1,4 миллиарда евро из доходов от замороженных активов РФ на поддержку военных "независимости" через так называемый Европейский фонд мира (EPF) купить оружие).

При этом наши «партнеры» уже в полную силу ужесточили политику воровства, а о возмездии мы только начали говорить. Главное, непонятно, какие финансовые активы мы можем «зеркально» отобрать, если страны Запада не будут хранить свои золотовалютные резервы в России?

«СП» попросило прокомментировать этот вопрос политолога, доцента Финансового университета РФ Леонида Крутакова:

——Этот вопрос абсолютно резонен. Собственно, почему мы не сделали этого сразу после того, как наши активы были заморожены? На самом деле это означает воровство.

Более того, мы ограничили, но не запретили вывоз капитала. Мол, давайте, ребята, берите заработанные здесь деньги и используйте их на покупку оружия. Мы называем это «обеспечением инвестиционного климата для прямых иностранных инвестиций». Я не совсем понимаю, о каких инвестициях идет речь в условиях санкций. Но политика вывода средств остается неизменной.

В рассуждениях эксперта мое внимание снова привлекли слова «незаконный» и «имеющий право». Где и какие законы действуют во время войны? Применяется ли международное право в определенных местах? Нет, он уже давно мертв.

Вопрос здесь не имеет ничего общего с законом или правами. Наши внутренние права гарантированы национальным законодательством, и нам не нужен прецедент в этом отношении. Если это наше право, мы должны его обеспечить.

Что нам делать? Теперь у нас нет Макдональдса, но... "Вкусно - в том-то и дело". Западники не только вывели свои деньги, но и заморозили здесь свои активы. Они идут к номинальному владельцу и продают ему тот же Макдоналдс - условно говоря - баранку, явно это не реальные продажи. Потому что это всего лишь устная закулисная договоренность с лицом или учреждением, которое берет на себя функцию временного управления активами.

«СП»: Почему?

- Потому что Запад ждет, когда Россия развалится, и тогда они вернутся сюда.

Обратите внимание: Свитки Мертвого моря: слова, которые изменили мир.

Каждый, кто здесь чем-то владеет, заберет это, а остальное переделят новые владельцы. Другими словами, это уже вопрос международного права и внутреннего права.

Украина распродана. Земля, шахты, месторождения полезных ископаемых – там уже давно сидят западные компании. Сейчас мы возьмем Запорожье и получим кучу исков о том, что оно принадлежит американцам, канадцам, немцам…

Как с этим справиться?

В ситуациях, когда международное право ухудшилось и было подорвано, единственным законом является право силы. Итак, после конфликта мы садимся за стол переговоров и договариваемся о новых правилах и разделе спорных вопросов.

Фактически, как только наши активы будут заблокированы там, все их активы здесь должны быть заморожены.

«СП»: А ты что-то сделал?

— Да, приняты определенные решения по энергетическим проектам «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Что еще можно, я думаю, следует задать этому вопросу нашему Министерству экономики.

Есть ли у них такая статистика? Понимают ли они экономику России с точки зрения собственности и прав собственности – кому здесь принадлежит то, что есть? Или они просто привлекают цифрами - прибылью, налогами, ВВП и т.д., не разбираясь в собственном экономическом устройстве? Без этого невозможно понять структуру и принять обоснованные решения, приводящие к предсказуемым и понятным результатам. Это как следовать за эхом в темном лесу.

Честно говоря, этот вопрос сложный и трудный. Это вопрос политической воли нашего политического класса, а не закона, собственности, справедливости или чего-либо еще. Это решается политически, а не в соответствии с каким-то законом или процедурой.

С.П.: Мы часто говорим о том, что Запад будет нести ответственность за кражу наших активов. Но если такая возможность существует, то почему она до сих пор не реализована?

- На Западе это однозначно трактуется как безволие и слабость. Но все гораздо сложнее. Мы часто слышим о различных оффшорных схемах (на самом деле наша приватизация проводилась в офшорах). Оффшорные компании считаются серой зоной для воров. Кроме того, все оффшорные компании действуют в соответствии с законодательством Великобритании.

Право собственности на размещенные там акции подпадает под юрисдикцию Соединенного Королевства. Мы подаем иск в Верховный суд Великобритании или Гаагу, точно так же, как мы подали иск против ЮКОСа.

То есть фактически по старому закону имущество, которое мы имеем здесь, не является российской собственностью. Он находится на нашей территории, но фактически не регулируется нашим законодательством. Понятно, что они ничего с нас взыскать не могут - золотовалютные резервы как-то заблокированы. Но они могут решить эти вопросы через систему претензий и постановлений Международного Суда против России. Мы не контролируем там юридические решения.

«СП»: То есть нам нечего ответить?

«У нас сейчас есть иск к Shell Construction на $1 млрд. Если у них остались акции, ну, конечно, можно их забрать. Но это надо было сделать уже давно: подсчитать, сколько там заморожено, — и положить в банк здесь заморожена точно такая же сумма.

Видите ли, мы нарисовали столько красных линий, что вполне возможно, что вся земля покрыта этими красными линиями. Но мы так и не ответили ни на одно из них. Поэтому первый столь серьезный шаг будет означать, что с Россией надо договариваться, а не ждать, пока она развалится – а это бесполезно.

Но я не думаю, что мы до сих пор пошли на этот шаг. Хотя я могу ошибаться.


Последние новости и все самое важное о западных санкциях и ограничениях — в теме «Свободная пресса».

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Москва должна ответить ЕС «зеркально» в ситуации с активами, которые у нас украли, и кредитом Украине.