Уральские миллиарды на ветер: как провальные проекты разоряют бюджет

На фоне того, что многим россиянам не хватает денег на базовые нужды, в регионах Урала продолжают тратить миллиарды бюджетных рублей на проекты, которые так и не были реализованы. Эти истории стали яркими примерами неэффективного управления и растраты государственных средств.

1. Призрачная железная дорога: мечта в 360 миллиардов

Одним из самых громких провалов стал проект высокоскоростной магистрали (ВСМ) между Челябинском и Екатеринбургом. Идея заключалась в создании мощной городской агломерации с населением свыше 4 миллионов человек, сократив время пути между двумя крупнейшими городами Урала до 1 часа 10 минут вместо 3-3.5 часов на автобусе.

Протяженность дороги должна была составить 217 километров, а поезда могли бы развивать скорость до 300 км/ч. Проект был включен в федеральную транспортную стратегию до 2030 года, а его стоимость оценивалась в астрономические 360 миллиардов рублей. Для реализации было создано государственно-частное партнерство с концессией на 32 года.

Однако, как отмечали эксперты еще на этапе планирования, проект не отвечал национальным приоритетам при таких гигантских затратах. Несмотря на лоббирование со стороны тогдашнего губернатора Челябинской области Бориса Дубровского и его заместителя Руслана Гаттарова, здравый смысл восторжествовал. Проект был закрыт, но не раньше, чем на его подготовку было потрачено около 300 миллионов рублей. Сегодня о возобновлении работ говорят лишь в контексте отдаленного будущего, не ранее 2028 года, и только после завершения строительства ВСМ Москва–Санкт-Петербург.

2. Саммит, который не состоялся: 15 миллиардов на ветер

Эпоха губернатора Дубровского в Челябинске также запомнилась масштабной подготовкой к саммитам ШОС и БРИКС, которые в итоге были перенесены в 2020 году. На эти цели из федерального бюджета было выделено около 15 миллиардов рублей.

Средства пошли на масштабное строительство: возведение конгресс-холла «Крылья» высотой 170 метров, стеклянного моста через реку, реконструкцию аэропорта, гостиниц и строительство коттеджей для VIP-гостей. Интересно, что турецкие инвесторы предлагали построить конгресс-холл за свой счет при условии дальнейшего управления им, но им было отказано. В итоге объект начали строить на бюджетные деньги, потратив более 3 миллиардов рублей, но так и не достроили.

Официальной причиной переноса саммита стало опасение, что транспортное движение в Челябинске может встать. Президент Владимир Путин объявил, что из-за возросшего числа участников мероприятия решено провести в Санкт-Петербурге. В результате Челябинск получил недостроенный мост и заброшенную стройплощадку конгресс-холла, которые стали символами бесхозяйственности.

Как отмечает челябинский политолог Александр Подопригора, эксперты неоднократно предупреждали власти о нецелесообразности как проекта ВСМ, так и проведения саммита в Челябинске. Однако эти проекты, по его мнению, инициировались не для общественной пользы, а как инструмент для освоения бюджетных средств связанными с чиновниками компаниями.

3. «Стражи Урала»: 18 лет ожидания

В Екатеринбурге своей историей долгостроя может похвастаться проект «Страж Урала». Амбициозный архитектурный комплекс из двух высотных башен (218 и 195 метров), соединенных мостом, был представлен на мировой выставке недвижимости MIPIM в Каннах еще в 2007 году. Тогда его стоимость оценивалась более чем в 1 миллиард евро.

С тех пор на площадке успели лишь вырубить деревья и снести несколько зданий. Реальное строительство так и не началось. В 2021 году проект был анонсирован снова, но в урезанном виде: теперь планировалось построить три башни высотой 100-150 метров. Активные работы, по последним данным, могут возобновиться не раньше лета 2024 года. Единственное, что утешает в этой ситуации, – проект финансируется не из бюджета.

4. Корень проблемы: монополия власти и отсутствие контроля

Анализируя эти случаи, эксперты сходятся во мнении, что основная причина многомиллиардных растрат – в абсолютной непрозрачности принятия решений на местном уровне, отсутствии реальной подотчетности власти перед народом и монополии губернаторской администрации. Подобная практика, как показывает история с челябинским метро, который строят уже более четверти века, стала в регионе дурной традицией.

Пока решения принимаются кулуарно, без учета мнения экспертов и общественности, а депутатский корпус демонстрирует полную лояльность губернатору, общество будет продолжать платить высокую цену за амбициозные, но нежизнеспособные проекты.

Обратите внимание: Пополнение доходной части бюджета с помощью л*гализации работы д*вуш*к л*гкого пов*д*ния..

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Несостоявшиеся проекты сожрали миллиарды из бюджета.