25 октября ЦБ России повысил ключевую процентную ставку на 200 базисных пунктов. - Увеличена с 19% до 21%. Это исторический рекорд с сентября 2013 года. До этого в игру вступили ставки рефинансирования, достигнув 210% с октября 1993 года по апрель 1994 года и 21% с августа 2002 года по февраль 2003 года.
Ключевая процентная ставка достигнет 20% в феврале 2022 года. Впоследствии, на фоне замораживания зарубежных резервов и введения всеобъемлющих антироссийских санкций, центральный банк резко ужесточил денежно-кредитную политику (MCP.
Но регуляторы начали снижать процентные ставки еще весной и снова начали ужесточать монетарную политику в июле 2023 года. Банк России обосновал свое недавнее повышение ставок резким ростом инфляционных ожиданий и ростом сезонно скорректированных годовых цен до 9,8% в сентябре (с 7,7% в августе%).
"СП" обратилось к экспертам, чтобы узнать, как страна планирует корректировать сохраняющийся дисбаланс спроса и предложения на фоне инфляции.
- Исправить дисбаланс очень сложно, поскольку в настоящее время экономический рост России основан на бюджетных импульсах, то есть массированных фискальных и монетарных стимулах экономики, и в этом смысле ситуация зашла в тупик. Это также обрекает нас на то, что мы не сможем справиться с инфляцией. Без бюджетных импульсов нам не обойтись, а при импульсах всегда будет высокая инфляция, которая является фундаментальной основой нынешней инфляции - массовый оборот, денежное насыщение за счет бюджета. «Игорь Николаев, Центр инновационной экономики и промышленной политики РАН.
— Равновесия сейчас нет, поскольку фискальная политика направлена на стимулирование спроса, а монетарная политика Банка России — на его сокращение. Две наши самые важные политики противоречат друг другу. Существует конфликт; в настоящее время фискальная политика побеждает, потому что у бюджета больше возможностей, чем у центрального банка. Регуляторы подняли процентные ставки, но инфляция остается высокой.
«СП»: С какими рисками в этом случае столкнутся банки?
— Рост ключевых процентных ставок побуждает банки повышать ставки по депозитам, которые сейчас составляют 20% и выше. Это серьезная нагрузка для банков, поскольку они должны возвращать депозиты.
Вопрос в том, в какой степени банки смогут выплачивать обещанные проценты, если экономика начнет замедляться более серьезно, что также окажет давление на банковский сектор. Это основной риск.
Сейчас это не так очевидно, но об этом нужно помнить. Если мы говорим о ближайших нескольких месяцах и 2025 году, то в ближайшем будущем такой ситуации не произойдет.
«СП»: Как изменится внешняя ситуация, чтобы экономика смогла нормализоваться?
——Ожидание изменения внешней ситуации не является решением проблемы. Когда фискальная и монетарная политика разбалансированы, очевидно, что стагфляция (сочетание стагнации и роста цен. - "СП") рано или поздно наступит»).
Мировая практика показывает, что в сложившейся ситуации в России необходимо снизить налоги, провести приватизацию и стандартизировать экономическую деятельность.
Вместо этого в нашей стране налоги повышаются для поддержки бюджетных импульсов.
Обратите внимание: Что делать, когда рынок падает?.
В этом случае нужно понимать, что возможности бюджетных импульсов не безграничны, поэтому бюджетные импульсы необходимо ограничивать, хотя делать этого не хочется, потому что такие импульсы ускоряют инфляцию.«СП»: Насколько реальна стагфляция в ближайшем будущем?
— Стагфляция — это риск в 2025 году. Ожидается, что в следующем году темпы роста ВВП России достигнут 2,8%. Но существует риск того, что рост может упасть до 1%, что фактически будет темпом роста, указывающим на стагнацию. В этом случае к середине следующего года может произойти стагнация.
"СП": Может ли центральный банк и дальше повышать процентные ставки, например, до 30%?
——Возможно, но не высоко. 21% в последнее время кажется невозможным, это рекордный уровень. Во многих отношениях 20% — это непомерно высокий уровень для инвестирования и кредитования. Конечно, экономика не умрет с такой скоростью, но такая высокая скорость замедлит рост ВВП.
"СП": Ходят дискуссии о том, что монетарную политику необходимо ужесточать, когда экономика перегревается. Это объективно?
——Утверждение о том, что экономика перегревается, неверно. Перегрев может произойти во время финансовых пузырей, но это не тот случай.
Напротив, по мировым показателям российская экономика в несколько раз недокапитализирована. В США и ЕС мы говорим об огромном финансовом пузыре, рыночная капитализация которого в 10 раз завышена.
Доля российской финансовой системы в мировой финансовой системе как минимум в пять раз ниже ее доли в мировом ВВП (по данным Всемирного банка, российский рынок ценных бумаг капитализируется на уровне 34% ВВП, что эквивалентно странам Латинской Америки, но ниже высокого уровня). -доходная экономика Орган - "СП") На самом деле наша экономика уже перегревается. – заявил экономист Андрей Бунич.
— Обычно считается, что перегрев экономики вызван недостаточной загрузкой мощностей и нехваткой рабочей силы.
Например, ранее ЦБ заявлял, что загрузка мощностей составила 81%, хотя, скорее всего, эта цифра составит 60-70%. В национальной экономике сейчас имеется 30-40 отраслей, которые можно развивать, но необходимых возможностей пока нет.
При создании нового предприятия речь идет о внедрении новых возможностей, а не об использовании старых возможностей, о чем сейчас идет речь. В свою очередь, для реализации новых возможностей необходим приток государственных и частных инвестиций.
Что касается дефицита рабочей силы, то при расчете этого показателя не учитываются технологические тенденции, постепенное изменение заработной платы в разных отраслях, новые способности и квалификации, постепенное перемещение рабочей силы из одной отрасли в другую.
То есть искажения возникают тогда, когда один процесс заканчивается, но другие процессы еще не начались. Но это не означает, что экономика перегревается, а то, что производство, которое должно существовать в будущем, еще не создано.
«СП»: Как решить проблему с повышением процентных ставок?
——Основные процентные ставки должны быть повышены, это необходимая мера. Необходимо обеспечить поставки продукции за счет льготных кредитов, налоговых льгот и тарифов.
Что касается повышения цен на импортную продукцию, то если российских аналогичных товаров достаточно, количество можно сократить, а если нет заменителей, то импортерам можно предоставить некоторые льготы для поддержания уровня цен.
С другой стороны, импортные товары не имеют решающего значения, и основные потребительские расходы, влияющие на инфляцию, также приходятся на сферы ЖКХ и продуктов питания.
Вообще говоря, эта ставка создает паузу в инвестициях — те, кто хочет начать новый бизнес, не будут этого делать, а депозиты ликвидируют ликвидность. Это ослабит инвестиционную активность; даже коммерческие институты будут заинтересованы в выводе средств бизнеса на депозиты.
Верхнего предела повышения процентных ставок может не быть, и Россия может оказаться в той же ситуации, что и Турция, подняв процентные ставки до 50% на фоне сохраняющейся высокой инфляции. То есть риск стагфляции. Поэтому необходимо расширить финансовый рынок, который должен быть в 5 раз больше существующего финансового рынка, и сформировать суверенную финансовую систему, совместимую с новой экономической структурой.
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Андрей Бунич: Необходимо расширять российский финансовый рынок и формировать суверенную финансовую систему.