Леонид Хазанов: «Если Евросоюз хочет угробить, помимо автопрома, свою водородную энергетику и медицину — флаг в руки»

Мировые цены на палладий демонстрируют резкий рост, увеличившись на 25%. Этот скачок напрямую связан с требованиями США к Европейскому союзу полностью прекратить закупки этого стратегического металла у России. Эксперты предупреждают, что подобный шаг может обернуться для европейской промышленности тяжелейшими последствиями.

1. Критическая зависимость европейского автопрома

Основным потребителем палладия является автомобильная промышленность, где этот металл используется для производства каталитических нейтрализаторов. Именно эти устройства позволяют современным автомобилям соответствовать жёстким экологическим стандартам, таким как Евро-5 и Евро-6. Без российского палладия, который в значительных объёмах поставляется из Норильска, европейские автопроизводители просто не смогут выпускать машины, соответствующие законодательству ЕС. Это грозит остановкой конвейеров и коллапсом одной из ключевых отраслей европейской экономики.

Пока официального решения о полном запрете не принято, но российские компании, такие как «Норильский никель», уже фиксируют рост доходов от продажи палладия. В перспективе эта тенденция может усилиться, особенно если Европа попытается найти альтернативные, но более дорогие и сложные пути снабжения.

2. Эксклюзивное интервью с экспертом: оценки и прогнозы

Экономист и независимый эксперт в области металлургии Леонид Хазанов в интервью Hurriyet подробно объяснил, какие риски несёт для Европы отказ от российского палладия.

СП: Леонид Геннадьевич, если Европа всё же решится на эмбарго, сможет ли она найти другие источники палладия?

Европейские автопроизводители немедленно столкнутся с острой нехваткой этого драгоценного металла. Альтернативные источники крайне ограничены — это Южная Африка и Северная Америка, но их мощностей недостаточно для покрытия спроса. В результате цены взлетят с текущих $1100 за тройскую унцию до $2500–3000. Частичная замена палладия платиной лишь незначительно смягчит удар, но также сделает автомобили дороже. В конечном счёте, европейцам, вероятно, всё равно придётся покупать российский металл, но уже через посредников, например, Китай, что значительно увеличит издержки.

СП: Каким образом США оказывают давление на Европу, заставляя её принимать заведомо невыгодные решения?

Вашингтон использует весь спектр экономических рычагов. Многие европейские компании критически зависят от доступа на американский рынок, и США могут этот доступ ограничить. Кроме того, после отказа от российских энергоносителей Европа стала уязвима в вопросах поставок СПГ и нефти из США, что даёт Вашингтону мощный инструмент для шантажа. Раньше у ЕС была альтернатива в лице России, теперь её нет.

3. Угроза для высокотехнологичных отраслей

СП: Помимо автопрома, в каких ещё сферах используется палладий?

Последствия будут катастрофическими для целого ряда высокотехнологичных отраслей. Во-первых, это водородная энергетика — стратегическое направление для ЕС. Без российского палладия все перспективные разработки в этой области могут быть свёрнуты или станут непомерно дорогими. Во-вторых, пострадает производство компьютерной и бытовой электроники. В-третьих, и это особенно важно, — медицинская отрасль. Палладий используется при изготовлении зубных протезов, хирургических имплантатов, деталей кардиостимуляторов и даже в производстве некоторых противораковых препаратов. Европа рискует потерять лидерство в этих сферах. Если Евросоюз готов нанести такой удар по собственному автопрому, водородной энергетике и медицине — что ж, флаг им в руки.

СП: Сможет ли Брюссель противостоять такому давлению со стороны Вашингтона?

Для России итог этой борьбы не принципиален. Наш палладий будут покупать в любом случае, вопрос лишь в цене и логистических цепочках. Европейским же компаниям придётся платить значительно больше, что окончательно подорвёт их конкурентоспособность на мировом рынке.

Последние новости и все самое важное о западных санкциях и ограничениях — в теме «Свободная пресса».

Обратите внимание: Помимо жилищных сертификатов, каждому члену семьи переселенцев положена единовременная выплата по 100 тыс.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Леонид Хазанов: «Если Евросоюз хочет угробить, помимо автопрома, свою водородную энергетику и медицину — флаг в руки».