
Подавляющее большинство жителей Латвии не верят в успешное завершение грандиозного инфраструктурного проекта — Балтийской железной дороги (Rail Baltica). Согласно последним опросам, 72% респондентов считают, что дорога никогда не будет построена. Еще 19% допускают возможность реализации, но не раньше 2040 года. Лишь крошечная доля в 9% сохраняет оптимизм, причем лишь треть из них (3% от общего числа) надеется увидеть проект завершенным к первоначально заявленному сроку — 2030 году.
1. Долгий путь от идеи до разочарования
Идея создания масштабной железнодорожной артерии, связывающей Западную Европу со странами Балтии, родилась еще в 1991 году. Однако после пражской конференции о ней забыли более чем на десятилетие. Активные обсуждения возобновились лишь в 2000-х годах по инициативе Брюсселя, желавшего связать Роттердам и Таллин. Детальное технико-экономическое обоснование появилось только в 2011 году, описывая дорогу протяженностью 870 километров с комплексной инфраструктурой.
Несмотря на установленный срок сдачи в 2026 году, реальный прогресс за прошедшие годы оказался мизерным. Литва успела построить лишь около 7 километров путей, в то время как основная деятельность свелась к бюрократическим процедурам и бумажной работе.
2. Экономическая несостоятельность и растущие издержки
Эксперты в области транспорта давно бьют тревогу. Для обеспечения рентабельности по Rail Baltica должно ежедневно курсировать не менее 35 грузовых составов. Однако даже по самым оптимистичным прогнозам страны Балтии смогут обеспечить грузопоток лишь для 10 поездов, что составляет менее трети от необходимого объема.
Ситуацию усугубляет стремительный рост стоимости проекта. За несколько лет смета взлетела с первоначальных 5,8 до 15 миллиардов долларов. В ответ на это Евросоюз пошел на «упрощение» проекта, заявив, что его интересует только ветка до Таллина, минуя Ригу и Вильнюс. Такой поворот лишил проект смысла для самих балтийских стран, но когда они попытались озвучить свои сомнения, Брюссель предложил им увеличить собственное финансирование вместо надежд на субсидии.
3. Кризис финансирования и поиск виновных
В 2024 году активность вокруг проекта носит во многом имитационный характер. Эстония объявляет тендеры, Латвия разрабатывает законы и реконструирует вокзал, но это не приближает стройку. Настроения среди руководства стран пессимистичны.
Президент Литвы Гитанас Науседа открыто заявил, что проект реализуется неуспешно из-за резкого роста стоимости и опасений партнеров. Латвийский министр транспорта Каспарс Бришкенс признал, что выделенных 1,4 миллиарда евро недостаточно — реальные потребности в два-три раза выше. Премьер-министр Эвица Силина констатировала отсутствие источников дополнительного финансирования на 2025 год. Министр сельского хозяйства Армандс Краузе был еще категоричнее, заявив, что Латвия не может позволить себе такие дорогие игрушки, и обвинив инициаторов в плохом планировании.
Власти Латвии и Эстонии даже создали специальные следственные комиссии, чтобы выяснить, как формировалась смета и куда ушли ранее выделенные средства. Запросы о дополнительном финансировании в Брюсселе встречают холодный отказ с предупреждением о санкциях в случае нецелевого использования предыдущих траншей.
4. Экспертное мнение: проект, обреченный с самого начала
Как отмечает доктор экономических наук Николай Межевич, ситуация напоминает анекдот, где заказчику, ожидавшему тигра, подсовывают дохлого кота. Эксперт утверждает, что предсказывал крах Rail Baltica еще 20 лет назад. Проект лишился поддержки Германии, Польша собирается выйти, а вместо высокоскоростной магистрали теперь речь идет об обычной железной дороге.
Главная проблема, по его мнению, в том, что дорога «ведет в никуда». В отличие от тоннеля под Ла-Маншем, соединившего Лондон и Париж — два гигантских экономических центра, — экономические перспективы ветки до Таллина крайне туманны. Вопрос о ее целесообразности давно назрел, но в странах Балтии его предпочитают замалчивать.
«Ситуация вокруг Rail Baltica — это лучший показатель состояния государственности прибалтийских республик. Здесь все понятно», — резюмирует Межевич. Проект, задуманный как символ интеграции и прогресса, превратился в символ бюрократического тупика, финансовой безответственности и иллюзорных амбиций.
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Карлики с берегов Балтийского моря, прокладывая железную дорогу, оказались прожорливы, как пираньи.