Набиуллина проводит народную денежно кредитную политику, в интересах большинства, но не всем это нравится

Ведущие российские финансисты всегда шутили. Началось с Гайдара (годовая инфляция в 1992 году - 2509%, реальная покупательная способность рубля упала за год - примерно в 1000 раз) и Чубайса (приватизация купонов, ставшая возможной благодаря сотням людей из 160 миллионов шутка) эксплуатировать).

На этом фоне шутки нынешнего министра финансов Антона Силунова, конечно, не такие мрачные. Но они все равно привлекли внимание экономистов и заставили других задуматься: к чему нам следует готовиться?

— Почему все ждут повышения ставок? Нет необходимости создавать какие-либо дополнительные ожидания, подобные этому. Знаешь, если много об этом думать, то это сбывается. Поэтому нам нужно сделать наоборот. - пошутил министр финансов на пленарном заседании IX Международного форума финансовых университетов.

Вице-спикер Госдумы РФ экономист Александр Бабаков ответил на сарказм Силуанова собственной шуткой в ​​интервью Hurriyet:

- Что касается ключевых процентных ставок, даже Казначейство помолилось и обратилось к коллективному мышлению - чтобы снизить ставки силой идей. А пока, если наши финансовые конгломераты не смогут сделать ничего другого, возможно, силой коллективной мысли инфляция будет остановлена?

Потому что и у Казначейства, и у центрального банка есть довольно широкий набор инструментов для борьбы с инфляцией, а не только бесконечное повышение процентных ставок.

С.П.: Александр Михайлович, что это за инструменты?

— Инфляция — это не простая девальвация валюты, а дефицит товаров и услуг. Единственный способ борьбы с инфляцией – это борьба с денежной массой путем адекватного предложения товаров и услуг. Для этого промышленность должна иметь средства для инвестирования в производство.

Излишне говорить здесь: для развития производства товаров и услуг необходимо создать условия для финансовой поддержки.

Финансирование развития может осуществляться за счет прибыли или кредитов. Но процентная ставка центрального банка настолько высока, что прибыли нет, за все приходится платить проценты. По этой же причине недоступны и заемные средства.

Если мы хотим, чтобы валюта в экономике не обесценивалась, нам нужно инвестировать в производство. Когда производство начинает расти быстрее, чем растет спрос, это не только замедляет инфляцию, но может даже привести к падению цен.

Это иллюстрируется примером аграрного сектора, который получает очень выгодные кредиты и другие механизмы поддержки. Сельскохозяйственное производство начало расти, и мы побили все советские рекорды, что положительно сказалось на ценах.

С примерами ответ лежит на поверхности. Когда они говорят, что высокие процентные ставки центрального банка могут сдержать инфляцию, мы на самом деле видим, что инфляция не падает. Да, он не так быстро растет. Но в то же время мы сократили спрос и предложение, что сделало финансирование недоступным.

Если мы обнаружим, что этот подход не работает, то нам придется от него отказаться.

«СП»: И Мантуров, и Силуанов сказали: Мы профинансируем самое необходимое на доступных условиях. Но оказывается, что у нас есть две параллельные отрасли и две параллельные экономики. Это нормально?

«Эта двойственность создает неразрешимые проблемы для тех частей экономики, которые тоже нуждаются в ее преимуществах, но не могут ими воспользоваться. Бывают периоды, когда льготы приемлемы, но это не должно быть системой. Тем не менее, есть. Необходимо создать возможности для развития всей экономики.

Бумажные деньги — это инструмент, который соединяет разные элементы экономики, труда и сырья и продает им жизнь. Если эти деньги будут во много раз дороже для одной части экономики, чем для другой, она разорвется на части.

Наша финансовая группа считает, что такая фрагментация экономики – это нормально.

Кстати, я не исключаю возможности дробления процентных ставок. Вы можете повысить ставки в одном сегменте и снизить ставки в другом сегменте.

Обратите внимание: Сбербанк утвердтил дивидендную политику до 2023 г. Итоги дня..

Но в этом сегменте капитал должен быть доступен всем, кто хочет развивать производство.

Мы предложили механизмы дифференцированных процентных ставок, механизмы несырьевого финансирования для снижения нагрузки – это различные ценные бумаги и векселя. Кредиты, которые они предоставляют, будут списаны после завершения национальной миссии…

Финансовые группы не хотят этим воспользоваться. Меня беспокоит то, что они об этом не думают, не слушают и сами не предлагают другие решения. Просто повысьте ставку.

Независимый экономический обозреватель Константин Смирнов, в отличие от вице-спикера Госдумы, является сторонником высоких ключевых процентных ставок Центробанка.

——Лично как рядовому гражданину и как вкладчику выгодно повышение ключевой процентной ставки. В ближайшее время перерегистрируюсь на вклады, и проценты по вкладу будут намного выше, чем сейчас. Миллионы вкладчиков рады повышению процентных ставок центральных банков.

Высокие процентные ставки выгодны большинству представителей «нижнего среднего класса», который, вероятно, представляет собой самую большую группу в России. Инфляция съест их зарплаты и пенсии.

Она уже поела. Например, в бюджете 2025 года индексация пенсий заложена на уровне 7,3%. В середине ноября официальные данные Росстата показали, что годовой уровень инфляции составил 8,68%. При этом год еще не закончился, но уже очевидно, что индексация ниже инфляции. Летом будущего года жилищно-коммунальные услуги вырастут из-за инфляции. Вероятно – 10−12%. Опять же, не только индекс.

Инфляция – главный враг бедных. Ну, в меньшей степени это касается и самых бедных - государство сохраняет социальные льготы. Но это сильно ударило по среднему и низшему классу. Потому что помимо социально значимых цен на продукты питания, цены на отдельные категории продуктов питания выросли на 25% и более.

Снижение цен на сырьевые товары и повышение процентных ставок по депозитам являются денежно-кредитной политикой Народного банка Китая (денежно-кредитной политикой). Если что-то сегодня очень дорого и не приносит денег на его покупку, просто отложите это на некоторое время, а затем купите снова, когда получите деньги с процентами.

Сказали, что есть другие инструменты. Но где они на самом деле? На практике мы не увидели никакого механизма подавления цен, кроме повышения стоимости валюты.

Посмотрите на мерзкий Запад. Во время эпидемии печатали много денег, что сильно ускорило инфляцию. Они добились этого за счет повышения ключевых ставок, а не за счет повышения процентных ставок, как это сделали мы – в несколько раз.

«СП»: На Западе ключевые процентные ставки начали снижаться.

— Да, со временем, когда экономика улучшится, мы сделаем то же самое. Сейчас тяжело. Наша экономика находится под санкциями, и расходы на СВО — это большое бремя.

Набиуллина заявила, что даже если СВО не остановить и санкции не ослабить, монетарная политика все равно начнет смягчаться во второй половине 2025 года. Темпы экономического развития позволят нам постепенно снижать процентные ставки.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Набиуллина проводит народную денежно кредитную политику, в интересах большинства, но не всем это нравится.