Тенденции на китайском авторынке вызывают беспокойство у нефтяных компаний по всему миру. Причина — стремительный рост популярности электромобилей, который начал влиять на традиционный спрос на углеводороды.
1. Шок для нефтяного рынка
Китай, долгие годы бывший локомотивом роста мирового потребления нефти, массово переходит на электромобили. По данным Reuters, уже в июле продажи машин с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) в стране впервые уступили продажам электрокаров и гибридов. Это напрямую снижает потребность в импорте сырой нефти для производства бензина и дизельного топлива. Датский Saxo Bank в своем ежегодном прогнозе предупреждает, что если эта тенденция распространится на другие страны, это может привести к резкому падению цен на нефть.
2. Мнение экспертов: паника преждевременна?
Опрошенные эксперты призывают не драматизировать ситуацию. Игорь Юшков, руководитель эксперта Фонда национальной энергетической безопасности, считает, что полный отказ от ДВС в Китае в ближайшее время маловероятен. Спрос на нефть будет сохраняться, но может сместиться в другие сегменты, такие как нефтехимия (производство пластиков, полимеров) или авиационное топливо.
Обратите внимание: Кстати о митингах на фондовом рынке Стив Селенгут.
По его словам, мировой пик потребления нефти, по прогнозам ОПЕК, еще впереди — вероятно, около 2030 года. В США и Европе переход на электромобили происходит, но гораздо более плавно, чем в Китае.
3. Почему именно Китай стал лидером?
Эксперты выделяют несколько причин стремительной электрификации в КНР. Во-первых, это серьезные проблемы с загрязнением воздуха в крупных городах. Во-вторых, государственная политика создает льготные условия для владельцев электрокаров, например, упрощая получение номерных знаков. Кроме того, развитое производство электромобилей помогает Китаю укреплять экспортные позиции, особенно на европейском рынке.
4. Нефть — это не только бензин
Аналитики подчеркивают, что даже на фоне бума электромобилей общий спрос на нефть в Китае остается высоким за счет других отраслей. Михаил Горяной, эксперт Фонда НТИ и АСИ, отмечает, что вся сельскохозяйственная и строительная техника в стране по-прежнему работает на ДВС. Кроме того, нефть остается ключевым сырьем для химической промышленности и авиации.
«Пока электрокары — это сугубо китайская история, — считает Горяной. — Нельзя говорить о том, что они кардинально повлияют на мировой нефтяной рынок в краткосрочной перспективе. Нефть по-прежнему остается инструментом большой политики».
5. Последствия для России
Что означает этот тренд для крупнейших экспортеров, таких как Россия? По словам Максима Кузнецова, председателя Российско-азиатского делового совета, пока Китай не сокращает спрос на российскую нефть. Более того, на фоне санкций доля РФ на китайском рынке только растет. Основными потребителями российской нефти в будущем, вероятно, останутся Индия и другие страны Азии, где переход на электромобили будет происходить медленнее.
Таким образом, хотя «электромобильный шок» от Китая и заставляет нефтяной рынок нервничать, кардинальных потрясений в ближайшие годы ждать не стоит. Однако долгосрочный тренд на декарбонизацию и развитие альтернативной энергетики игнорировать уже невозможно.
Последние новости о рынке нефти, газа, а также стоимости бензина и дизеля, - в теме «Свободной Прессы».
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Продавцов углеводородов на мировом рынке могут ждать серьезные потрясения — но не сразу.