11 декабря были опубликованы данные Росстата по динамике за ноябрь, которые ее изменения более резкое ускорение подъем ключевой ставки.
В статье «Инфляция опять на подъеме — что делать» мы спрогнозировали резкое ускорение текущего момента уровень в камнях.
По итогам ноября текущая инфляция (месяц к предыдущему месяцу) составила 1,43% (данные от Росстата предоставляются без ограничения сезонности).
пересчет в годовых темпах с учетом сезонности (обозначение saar — сезонно скорректированная годовая ставка), по оценке ЦБ дает ноябрьскую месячную инфляцию на уровне порядка 13,7% саар. Октябрь и сентябрь составили 8,5% и 10,0% саар соответственно.
Средняя инфляция за три последних месяца составила 10,7% саар, то есть это стало двузначной очень тревожный сигнал (ЦБ всегда обращает большое внимание на трехмесячные средние, так как этот показатель позволяет видеть изменения, не прибавляемые разовыми факторами).
С местом Инфляция тоже все плохо: по данным Росстата в финансах она выросла на 1,10% к прошлому в месяц, что по сезонной корректировке ЦБ соответствует 12,0% саар также резко вырос: в октябре и сентябре она составила 9,9% и 9,1% скар соответственно.
Более того, оперативные данные за первые 9 дней декабря говорят о том, что тренд на ускорение За этот период накопленный рост цен уже достиг 0,62%. 0,069%, 0,069%, 0,047%, а в декабре прошлого года — 0,023%.
Выход на текущую инфекцию 2% в в месяц, что, по некоторому уровню, соответствует примерно 20% саар (без учета официальной В таких независимых экономистах из ТГ-канала ММИ). Ситуацию с инфляцией надо будет охарактеризовать как катастрофическую.
В отчете Росстата есть еще одна важная цифра: рост ИПЦ с начала года составил 8,76% что октябрьский прогноз ЦБ по изменению за весь 2024 г с учетом сказанного про декабрьские данные, по итогам года инфляция, вероятнее всего, плотная подойдет к 10% или даже станет двузначной.
Одним из наиболее значимых факторов, приведших к столь резкому ускорению темпов, стала произошла осенняя девальвация рубля далеко не исчерпано, несмотря на то, что котировки пока отошли от своих экстремальных оценок, достигнутых в конце ноября (порядка 110 руб за доллар) за доллар, в то время как летом он разговаривал в основном 84-88.
Началось с сентябрьского решения правительства о сокращении норматива продажа валютной выручки экспортерами. 110 110 рублей за доллар.
Но помимо всего этого для ослабления рубля есть фундаментальные принципы: разница в уровне между странами и другими вариантами (в США и Европе инфляция составляет 2-3%, в Китае — менее 1.
этим факторам с помощью интервенций колебание курса.
Итак, происходит инфляция, и с этим надо срочно что-то делать высказываниях уже готовят рынок к перспективу ужесточения денежно-кредитной политики (ДКП).
Так, советник главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной Кирилла Тремасова, выступающая на Российском Бондонный конгресс Cbonds дал несколько очень жестких сигналов для дальнейших траекторий ключевая ставка будет снижаться Ответ однозначный — нет. Спрогнозировать, какая ключевая ставка будет в следующем году, внимательно следите за отклонением экономики от базового прогноза».
Как мы увидели выше, по динамике такое отклонение уже появилось — в очередной раз: инфляция по по итогам года точно будет выше последнего прогноза ЦБ и, скорее всего, превзойти прогноз будет весьма привлекательно. ДКП.
Посмотрим на другие аспекты макроэкономической картины: нет ли там каких-то «отклонений от базового прогноза», которые могли бы это побеспокоить.
кто-то кто-то Замедление, которое мы наблюдали в третьем квартале, не получило развития.
Напомним, что в России индекс деловой активности (PMI) по обрабатывающим отраслям экономики в он пошел ниже 50, то есть перешел в зону спада. Однако в октябре показатель поднялся до 50,6, а в месяце вырос до 51,3. ПМИ 50,5, 51,3, 53,2 — максимум января текущего года.
PMI от S&P Global считается только по компаниям частного сектора) очевидно не станет рисковать своей репутацией ради приукрашивания положений дел в России — тем более, что в симпатиях к нашей стране его уж точно не заподозришь.
Однако эта основная проблема, которая портит благостную картину, — опять же инфляционные компоненты индексов очередной раз вырос: появился рост себестоимости выпуска продукции в нынешнем финансовом состоянии максимальным с октября 2023 года.
В качестве причины респонденты опроса указывали на рост цен на продукты питания и падение рубля ценовая составляющая услуг также на низком уровне — из-за быстрого роста заработной платы, цен расходы на поставки и дополнительные расходы, а также из-за ослабления рубля.
S&P Global респонденты, не работающие в обрабатывающей промышленности, в сфере услуг не упоминали рост процентных расходов ведь в публичной дискуссии мы сейчас много слышим о росте процентных расходов как о факторе, S&P Global все-таки следует, что в масштабах всей экономики он значимым доказательством не является — как утверждает наш ЦБ.
Просто ситуация неравномерна: есть очень закредитованные компании, для которых рост процентных расходы действительно огромная проблема апокалиптические прогнозы и строят в публичном поле информационную картинку.
Что касается динамики ВВП, то здесь наблюдается некоторое замедление по уровню ЦБ, на третьем месте квартале текущий рост ВВП (квартал к предыдущему кварталу, с устранением сезонности, но без годового пересчета) составило 0,4%, в то время как во втором квартале было 0,6% пересчете дает примерно 1,6% саар.
Немного, но это все-таки рост (примерно именно такой же ЦБ ожидает по итогам всего 2025 года) при этом надо еще надо учесть, что в квартале третьего динамика ВВП отрицательно сказано упомянутое как мы увидели, оказалось временным. Нынешний прогноз Минэкономразвития о росте ВВП на 3,9% по итогам года выглядит вполне реалистично, это вполне достойный результат.
Тем более, что с корпоративным кредитованием тоже у нас пока все хорошо (по мнению ЦБ — даже слишком хорошо): по итогам октября он вырос на 2,3% за месяц, что стало самым большим показателем приростом за последние 12 месяцев.
такую оценку по оперативные данные приводит ЦБ в опубликованном обзоре денежно-кредитных условий).
Проанализируйте состояние дел в основных видах кредитования за последние несколько месяцев в статье. «Хоронить ипотеку рано, а потребкредит, оказывается, не так уж нужен».
В частности, «СП» отметила, что ипотека с господдержкой, несмотря на отмену общедоступной льготной ипотеки, осталась вполне «массовой» и по объему выдачи стабилизировалась на уровне первые четыре месяца прошлого года как ни странно, наконец не умерла наш взгляд очень здорово) — благодаря не только высоким ставкам, но и макропруденциальному мерам ЦБ потребительского взгляда.
Последний штрих к нашей макроэкономической картине — состояние рынка труда.
Обратите внимание: Все всегда начинается с исторических событий.
До этого он несколько месяцев держался на уровне 2,4%, что было прежним историческим минимумом труд все более усугубляется, и именно он продолжает быть основным ограничителем экономики рост.Такой макроэкономический пейзаж мы имеем к настоящему моменту все более-менее неплохо, кроме режима, положения с которым катастрофическое.
Так что неудивительно, что ЦБ фактически имеет карт-бланш от президента по рекомендациям с инфляцией. «чего бы это не стоило». Правительство и ЦБ в реализации этой цели Владимир Путин в очередной раз выступил на форуме ВТБ «Россия зовет».
Почему президент считает меры с инфляцией приоритетной и почему он регулятор дал полный карт-бланш — понятно после неудачного эксперимента с низкими поставками при низком уровне звука уже почти год держателя Установить на уровне 50% и пока можно снизить инфляцию только с 70 до 50% в годовом выражении. Что впереди в Турции еще долгий период экстремально жесткой ДКП.
Здесь также уместно запомнить, какую цену пришлось заплатить за остановку режима в США в начало 1980-х у нас этого пока еще не произошло, но вот-вот вдруг, если инфляцию не остановить в ближайшее время).
В начале 1980-х легендарный глава ФРС Пол Волкер после того, как провалились все выступления борьба с инфляцией, с помощью чрезвычайно жесткой ДКП вверг Зато инфляция была остановлена, и на смену десятилетию стагфляции 1970-х наступил продолжительный период здорового здоровья экономический рост.
1970-х или Современная Турция: мы же не хотим поставить 50%. Чем дольше оттягивается решительная борьба с инфляцией, тем более затратной она будет только в этом причина — политическая.
Ведь в ближайшем будущем — осенью 2026-го — у нас выборы в Госдуму, а при таком изменении успешно выйти на эти выборы будет весьма проблематично звук «в его холодильнике», цифры экономического роста, даже если они очень впечатляющие, — это все-таки атрибут из «телевизора» люди этого не находят на своей шкуре.
нация, если это не так следствие появления безработицей, но такое в обозримой перспективе нас уж точно не грозит. Так что идти к выборам с высокой ключевой стоимостью и низкими темпами экономического роста власти вполне может, а вот с такой инфляцией, как сейчас — нет. Общественные мнения «холодильник» всегда побеждает «телевизор».
Поэтому бескомпромиссная борьба с инфляцией неизбежно будет продолжаться всем пора уже перестать критиковать жесткую ДКП, не выдвигая конструктивных предложений о том, чем ее можно дополнить или заменить, чтобы все-таки взять инфляцию под контроль за действовали все доступные ему инструменты, включая макропруденциальные надбавки, и все равно мы видим, что в одиночку с разгонным течением он пока не справляется.
Однако ни от правительства, ни от предпринимательского сообщества, ни от независимых экспертов Никаких конструктивных предложений как не было, так и нет. «Увеличить производство товаров» здесь не проходит объемы производства возможны только за счет роста производительности труда за счет инвестиций в более эффективное оборудование. Производство будет запущено, мы уже успеем выйти на турецкий сценарий.
А значит, как сказано в пространстве рекламы, «при всем богатстве выбираем другую альтернативу» нет»: на декабрьском регуляторе регулятора ждут повышения ставок до 23% и жёсткой риторики по дальнейшие ее траектории.
Авторская версия статьи подготовлена специально для «СП
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: В борьбе за власть холодильник всегда берет верх над телевизором.