Руководитель Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» Владимир Матягин выступил с резкой критикой в адрес депутатов Госдумы. В эмоциональном видеообращении он осудил принятый накануне Нового года закон, который, по его мнению, наносит удар по всей отрасли, являющейся основой экономики.
1. Критика закона и его последствий
Матягин подчеркнул, что автомобильные грузоперевозки — это «кровеносная система» экономики, обеспечивающая транспортировку более 70% всех товаров и сырья в России. Новый закон, увеличивающий штрафы за нарушение массогабаритных параметров на 50%, он назвал антигосударственным. По его словам, штраф в 600 000 рублей для многих перевозчиков является неподъемным и может заставить их уйти с рынка.
«Штраф в 600 000 рублей для вас не проблема. Столько чаевых вы можете дать в ресторане. Но надо понимать, что в этой стране сейчас очень сложно, и перевозчики не зарабатывают столько денег», — заявил Матягин.
Он указал на системную проблему: ответственность за перегруз по закону несет водитель-перевозчик, хотя он физически не контролирует процесс погрузки, который организует грузоотправитель. Матягин считает, что для решения проблемы нужно вводить ответственность для отправителей и получателей груза, а не «забивать» штрафами перевозчиков.
2. Экспертное мнение: отрасль на грани кризиса
Директор Института логистики и управления цепочками поставок Игорь Прохин подтвердил серьёзность ситуации. Он отметил, что благополучие каждого жителя страны напрямую зависит от работы грузового транспорта.
«Если грузовики не доставляют товары на склады и в магазины, то будет дефицит, сколько бы их на самом деле ни было», — заявил эксперт.
По его словам, в 2025 году отрасль ожидает глубокий кризис, и главная задача для компаний — выжить. Прохин выделил три ключевые проблемы, которые душат грузоперевозки:
- Финансовое давление из-за высокой ключевой ставки, что делает невозможным обновление и даже нормальное содержание автопарка.
- Давление со стороны грузоотправителей, которые не хотят повышать тарифы на доставку, чтобы не делать товары в магазинах слишком дорогими.
- Острая нехватка водителей, которая, по официальным данным, составляет 27%. Причины — демографическая яма 1990-х, уход части кадров в зону СВО и отток специалистов.
В этой ситуации новые огромные штрафы, по мнению Прохина, приведут к потере оставшихся водителей. Получив штраф, водитель, особенно если у него собственный автомобиль, скорее продаст его и уйдет из профессии. Это замедлит движение товаров по стране и нанесет ущерб экономике в целом.
3. Мотивация депутатов и технические ошибки
Прохин раскрыл возможную мотивацию законодателей: по словам одного из авторов законопроекта, с отрасли планировалось собрать дополнительно 450 млрд рублей. Изначально эту сумму хотели взыскивать через налог при включении в реестр, но затем заменили на повышенные штрафы.
Отдельная проблема — ошибки в работе автоматических пунктов весового контроля (АПВГК). Как рассказал Владимир Матягин, датчики, установленные на дороге, часто работают некорректно из-за колейности или уклона. Камеры могут принять колыхание тента от ветра за нарушение габаритов. Владелец оборудования обязан следить за его исправностью, но если этого не происходит, штраф всё равно платит водитель.
Ассоциация «Грузавтотранс» обращалась с жалобами в Минтранс, но получила формальный ответ о том, что испытания подтвердили правильность измерений АПВГК. Однако, как отмечают в отрасли, эти проверки не учитывают каждую конкретную ситуацию на дороге.
Обратите внимание: Как изменились цены на продукты и технику за последние 10 лет. Товары, рост цен на которые удивляет больше всего.
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Игорь Прохин: Когда грузовики не довезут товары до магазинов — возникнет дефицит, каким бы ни было изобилие.