
К концу 2024 года на предприятиях Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) находилось около 40 пассажирских самолетов в различной степени готовности. Эта ситуация отражает сложный переходный период в отечественном авиастроении.
1. Накопленный задел на производстве
В производственном центре ПАО «Яковлев» в Комсомольске-на-Амуре находится более 20 недостроенных лайнеров Superjet 100 (SJ-100). Примерно такое же количество среднемагистральных самолетов МС-21 ожидает своей очереди на мощностях Иркутского авиазавода. Основная причина задержки — ожидание поставок отечественных комплектующих и систем, призванных заменить импортные аналоги.
Как поясняют в ОАК, создание такого запаса незавершенных машин — это стратегический шаг. Он позволит резко ускорить темпы производства сразу после завершения сертификации полностью импортозамещенных версий этих самолетов. Таким образом, сборка и разработка комплектующих идут параллельно с сертификационными испытаниями.
2. Планы и реальность
Согласно государственной программе развития авиатранспортной отрасли до 2030 года, в 2024 году производство SJ-100 должно было выйти на уровень 20 самолетов в год, а МС-21 — как минимум на шесть машин. Однако эти планы столкнулись с суровой реальностью.
Еще весной 2024 года в СМИ появилась информация о переносе сроков поставок из-за неготовности ключевых компонентов и задержек в испытательной программе. В частности, сообщалось, что новый SJ-100 пока не подтвердил заявленные характеристики, что отодвигает сертификацию. У МС-21 с отечественными системами возникла проблема с увеличением веса примерно на шесть тонн, что вдвое сократило его расчетную дальность полета, сделав лайнер непригодным для многих магистральных маршрутов.
3. Прогресс по двигателям и новые сроки
Есть и позитивные новости. Глава Минпромторга Антон Алиханов сообщил, что сложности с отечественным двигателем ПД-8 для Superjet решены. Первоначально испытания самолета с этим двигателем планировались на декабрь 2024 года, но теперь сдвинуты на начало 2025-го.
В ОКБ (Опытном конструкторском бюро) подтвердили, что поставки двигателей ПД-8 ожидаются в начале следующего года. После этого самолеты будут переданы на летно-испытательную станцию завода для подготовки к ключевым летным испытаниям. Успех этих испытаний откроет дорогу к развертыванию серийного производства полностью российского SSJ-100.
4. Мнение эксперта: испытания — абсолютный приоритет
Эксперт в области авиации Роман Гусаров в интервью «СП» высказал иную точку зрения на ситуацию. Он категорически не согласен с цифрами о десятках недособранных самолетов.
По его словам, на Иркутском заводе собрано более десятка МС-21, которые готовы к передаче заказчику, но ждут завершения летных испытаний импортозамещенной версии. Эта программа, как он предполагает, будет завершена к осени 2025 года, после чего начнется массовая передача лайнеров авиакомпаниям. Таким образом, производство идет по плану, а отставание существует лишь в графике испытаний.
На вопрос о возможности сокращения испытательной программы Гусаров ответил однозначно: это немыслимо. Без полного подтверждения безопасности и надежности техники самолеты не могут быть допущены к перевозке пассажиров. Промышленность работает строго по утвержденным и согласованным планам.
Аналогичная ситуация, по его мнению, и с Superjet 100. Цифра в 20 недособранных машин не соответствует действительности. Все построенные планеры задействованы в испытаниях и не простаивают. Первый полет полностью российского SJ-100 с двигателем ПД-8 действительно намечен на начало 2025 года. Это будет лайнер не только с новым двигателем, но и со всеми отечественными компонентами, включая системы освещения и планер, которые сейчас проходят проверки.
Эксперт подчеркивает, что производство ведется постепенно, в том числе для обеспечения наземных и летных испытаний. Как и в случае с МС-21, собранные SJ-100 будут ждать завершения длительного цикла испытаний нового двигателя, который может продлиться до 2026 года. И только после этого они начнут поступать авиакомпаниям.
Обратите внимание: Банковский кризис в США, который разгорелся весной и привел фактически к банкротству нескольких региональных кредиторов, уже почти никто не вспоминает.
5. Справка о проектах
Региональный самолет SJ-100 (ранее Superjet 100) разрабатывался компанией «Гражданские самолеты Сухого» (с 2020 года — «Региональные самолеты», филиал ПАО «Яковлев»). Программа его глубокой импортозамещения была запущена в 2018 году, тогда же ОАК вошла в состав госкорпорации «Ростех».
Среднемагистральный МС-21 изначально создавался с возможностью установки как российских двигателей ПД-14, так и американских Pratt & Whitney. Он совершил первый полет в 2017 году и получил базовый сертификат. После начала специальной военной операции в 2022 году иностранные поставщики прекратили сотрудничество, что ускорило работы по полному импортозамещению.
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: У авиастроителей свои планы, у испытателей свои — но без испытаний никто никуда не полетит.