Олег Смирнов: Импортозамещение в авиапроме возможно только при мобилизационном режиме

Планы по началу серийного производства отечественных пассажирских самолетов неоднократно срывались. Сроки, изначально намеченные на 2023 и 2024 годы, были перенесены, и теперь звучат новые ориентиры — 2026–2027 годы. В экспертном сообществе уже открыто говорят о провале государственной программы по развитию гражданского авиастроения.

1. История переносов и нереалистичные планы

Напомним, что в 2023 году правительством была утверждена амбициозная программа по выпуску 1000 новых самолетов к 2030 году. Однако этот график сразу же начал «плыть»: сроки постоянно сдвигались, сначала на 2025 год. Первые поставки самолетов МС-21, которые эксперты ожидали в текущем году, также были отложены, теперь их переносят на период 2027–2030 годов.

В интервью Олег Смирнов, член комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора, высказал свою точку зрения на причины сложившейся ситуации.

— В первую очередь, правительству необходимо признать, что его ввели в заблуждение. Разработчики программы, обещавшие массовый выпуск к 2026–2027 годам, изначально слукавили, — заявил эксперт.

2. Корни проблем: наследие 90-х

По мнению Смирнова, истоки сегодняшних проблем лежат в решениях, принятых еще в 1990-е годы. Именно тогда впервые за столетие был взят курс на отказ от собственного авиастроения в пользу импорта. В 1991 году один из главных «реформаторов» того времени, не будучи инженером, заявил, что Запад, в лице компании Boeing, обеспечит страну любым количеством самолетов. Потребовалось три десятилетия, чтобы руководство страны осознало стратегическую ошибку такого подхода.

Обратите внимание: Есть ли в России новые возможности для бизнеса?.

3. Нереалистичные цели и отсутствие ответственности

— В 1990 году наша гражданская авиация насчитывала 14 тысяч летательных аппаратов, и ни один из них не был западным. Сейчас мы отстали на 30 лет, — констатирует Смирнов. — Несмотря на это запоздалое осознание, была принята программа по выпуску более 1000 самолетов к 2030 году.

Эксперт отмечает, что в профессиональной среде к этому документу отнеслись скептически. Создавалось впечатление, что его писали не авиаторы и конструкторы, а «эффективные менеджеры», главная цель которых — освоение бюджетных миллиардов. Они не учитывали базовых вещей: для 1000 самолетов нужно 2000 двигателей и миллионы комплектующих, производство которых в стране было разрушено. Неудивительно, что программа начала сдвигаться по срокам уже на следующий день после ее утверждения.

Смирнов напомнил, что обещания о скором запуске отечественных лайнеров звучали и раньше. Еще в 2011 году на презентации МС-21 заявлялось, что полеты начнутся в 2013 году. Затем сроки неоднократно переносились — на 2016, 2018, 2020, 2023 годы. Сейчас говорят о 2025 годе. При этом за срыв сроков никто не понес ответственности.

4. Кто виноват и что делать?

— Необходимо освободить от должностей тех, кто согласовал эту непродуманную и непрофессиональную программу, — считает Смирнов. — Руководители заводов здесь не при чем. Вина лежит на тех, кто принимал стратегические решения. Если правительство было введено в заблуждение, то авторы этой идеи должны быть привлечены к ответу.

На вопрос о персональной ответственности эксперт привел пример: бывший куратор авиационной отрасли в правительстве был переведен на другую высокую должность, а глава Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь теперь временно исполняет обязанности губернатора.

Выход из кризиса Смирнов видит только в одном:

— Требуется мобилизационная программа импортозамещения в гражданской авиации. Первое — это качество продукции. Второе — жесткий контроль за сроками. Ответственность за срыв должна быть персональной, вплоть до уровня министра. Если обещанного качества нет — долой с должности. Если сроки сдвинулись — лишить постов. Исправить ситуацию и создать необходимый парк самолетов нужно до того момента, когда весь импортный авиапарк («Боинги» и «Аэробусы») выработает свой ресурс или остановится из-за отсутствия запчастей и сервиса.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Олег Смирнов: Импортозамещение в авиапроме возможно только при мобилизационном режиме.