Алексей Белогорьев: США не готовы к торговой войне с Китаем и Индией из-за российской нефти

По данным агентства Bloomberg, которые ссылаются на информацию аналитической компании Kpler, в последнее время резко увеличилось количество танкеров с российской нефтью, которые простаивают у побережья Китая. Согласно их оценкам, в китайских территориальных водах находятся пять судов, перевозящих около 4 миллионов баррелей нефти с Дальнего Востока России. Эта ситуация возникла на фоне введения новых санкционных ограничений.

1. Реакция рынка и адаптация к санкциям

Как отмечают судовые брокеры в беседах с агентством, в ответ на ужесточение санкционного режима будет расти практика перегрузки нефти с одного судна на другое в открытом море (судно-судно). Кроме того, ожидается, что грузы будут направляться в менее крупные и заметные порты, чтобы снизить риски.

Заместитель директора Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев в комментарии для «Свободной прессы» отметил, что полные масштабы последствий новых ограничений пока неясны.

— Сейчас участники рынка, включая китайские порты и других контрагентов, действуют с повышенной осторожностью, тщательно изучая новые правила. Это не означает, что они полностью откажутся от работы с «Роснефтью» или грузами, связанными с попавшими под санкции компаниями, но процесс перестраховки идет.

Эксперт считает, что в краткосрочной перспективе, в январе-феврале, возможны некоторые сбои в поставках сырой нефти (на рынок нефтепродуктов изменения повлияют меньше). Однако в среднесрочном плане серьезных потрясений не ожидается. При условии, что новых пакетов санкций не последует, адаптация к новым условиям займет от нескольких недель до двух-трех месяцев.

2. Способы обхода ограничений и позиция США

«СП»: Какие существуют пути решения проблемы с излишками нефти на танкерах?

— Обсуждаемые варианты с перевалкой и использованием небольших портов вполне вероятны. Подобные схемы обхода санкций давно отработаны не только Россией, но и Ираном с Венесуэлой. Власти США осведомлены об этих методах, но не все из них можно заблокировать, не вступая в серьезную конфронтацию со странами-покупателями энергоресурсов.

Я не думаю, что Вашингтон в настоящее время готов к прямому и полномасштабному торговому конфликту с Китаем и Индией из-за их импорта российской нефти.

Обратите внимание: 2 сверхдоходных дивидендных гиганта готовы увеличить дивиденды.

Риск того, что администрация Трампа станет целенаправленно применять вторичные санкции против импортеров, остается низким. Преувеличены и опасения по поводу ограничений для крупных китайских и индийских портов.

Существуют различные «серые» логистические схемы, которые позволяют минимизировать эти риски. В будущем вполне логично, что Китай и Индия могут выделить несколько специализированных портов для приема санкционных товаров, чтобы обезопасить свои основные транспортные узлы.

3. Стратегические решения и инфраструктурные ограничения

Стратегически, если санкционное давление продолжится, одним из выходов может стать создание полностью независимой от Запада системы логистики, страхования и перевалки. Речь идет об альтернативной международной инфраструктуре, на которую западные страны будут иметь ограниченное влияние. Уже сейчас значительная часть поставок нефти в Индию и Китай страхуется российскими компаниями.

«СП»: Может ли Россия в условиях санкций нарастить поставки нефти в Китай по трубопроводам?

— Нет, такие возможности ограничены. Производственные мощности и поставки по железной дороге загружены практически на полную мощность.

Как отметил автор Telegram-канала «Мир нефти и газа» Сергей Вечинин, ранее вице-премьер Александр Новак упоминал о перспективах строительства нефтепровода параллельно газопроводу «Сила Сибири-2», но этот проект оценивался как «грубый» и долгосрочный.

«Если бы транспортировка нефти по трубопроводу была экономически выгоднее морских перевозок, она бы уже была реализована», — пояснил эксперт.

Что касается «простаивающей» нефти, то она может быть законсервирована на срок от двух до шести месяцев, пока не будут найдены надежные способы обхода ограничений, а китайские и индийские партнеры не убедятся в минимальности рисков.

4. Риски для России и роль независимых НПЗ Китая

«СП»: Существует ли риск потери Россией части рынка сбыта?

— Безусловно, пока не найдено устойчивое решение, минимальные потери в экспорте российской нефти могут составить 15–20%. Это произойдет, если обходные пути не сработают, а Запад введет еще более жесткие санкции. Политика Трампа в этом вопросе, вероятно, будет направлена исключительно на укрепление позиций американской нефтегазовой отрасли, в том числе и за счет вытеснения России с рынка.

«СП»: Bloomberg отмечает, что нефть с Дальнего Востока России популярна у так называемых «чайных» (независимых) нефтеперерабатывающих заводов Китая. Правда ли, что они меньше боятся санкций?

— Речь идет о частных китайских НПЗ, не входящих в структуры государственных корпораций. Они действительно более гибкие, склонны к принятию более высоких рисков и меньше подвержены прямому политическому давлению. Однако и против них могут быть применены санкционные меры, поэтому их осторожность также растет.

Последние новости о рынке нефти и газа, стоимости бензина и дизельного топлива — в специальной рубрике «Свободной прессы».

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Алексей Белогорьев: США пока не готовы к полноценному торговому конфликту с Китаем и Индией.