Алексей Белогорьев: США пока не готовы к полноценному торговому конфликту с Китаем и Индией

Ссылаясь на собственные данные и информацию Kpler, агентство Bloomberg сообщает, что количество «простой» российской нефти, находящейся на танкерах у китайских прибрежных портов, за последние дни значительно возросло. По их подсчетам, в китайских водах все еще находятся пять нефтяных танкеров, перевозящих 4 миллиона баррелей нефти с Дальнего Востока России.

В разговорах с агентством судовые брокеры заявили, что количество перекачек нефти с одного танкера на другой со временем увеличится в ответ на новые санкции. Они также ожидают, что суда будут направляться в более мелкие порты.

Заместитель директора Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев в разговоре с "СП" подчеркнул, что масштабы проблемы пока не ясны.

-- Пока участники рынка внимательно изучают и анализируют санкции, китайские порты и другие контрагенты перестраховываются. Нельзя сказать, что они откажутся сотрудничать с «Роснефтью» по попавшим под санкции танкерам или грузам, имеющим какое-то отношение к попавшим под санкции компаниям.

Можно сказать, что существует риск сокращения поставок нефти в январе и феврале (изменения ситуации мало влияют на нефтепродукты). Вряд ли это окажет среднесрочное воздействие. Без новых санкций адаптация к новой санкционной среде займет от нескольких недель до 2-3 месяцев.

«СП»: Как решить проблему избыточных товарных запасов?

— Обсуждаемые переброски с судна на судно и использование более мелких портов являются вероятными вариантами. Не только Россия, но и Венесуэла и Иран разработали различные планы обхода санкций. Соединенным Штатам это тоже известно, но не все методы можно остановить без серьезного конфликта с покупателями нефти.

Я не думаю, что Вашингтон готов напрямую противостоять Китаю и Индии по поводу импорта российской нефти.

Обратите внимание: 2 сверхдоходных дивидендных гиганта готовы увеличить дивиденды.

Я не думаю, что администрация Дональда Трампа готова серьёзно противостоять покупателям.

Таким образом, риск вторичных санкций, конкретно направленных против импортеров, остается небольшим. Риск вторичных ограничений, направленных против крупных портов Китая и Индии, также сильно преувеличен.

Кроме того, существуют различные серые схемы, позволяющие минимизировать этот риск. В будущем вполне логично, что Китай и Индия выделят несколько портов для ввоза санкционных товаров, чтобы минимизировать риски в портах, которые сейчас служат основными перевалочными пунктами.

Со стратегической точки зрения, если санкционное давление продолжится, выходом из этой ситуации может стать создание застрахованной системы логистики и перевалки, полностью независимой от западных стран. То есть речь идет об альтернативной международной организации, на которую западные страны могут влиять лишь в ограниченной степени. Большая часть поставок нефти в Индию и Китай уже застрахована российскими компаниями.

«СП»: Может ли Россия в условиях санкций увеличить поставки нефти в Китай по нефтепроводам?

——Нет, такие производственные мощности и поставки нефти в Китай по железной дороге ограничены, они загружены практически на полную мощность.

Автор Telegram-канала «Мир нефти и газа» Сергей Вечинин отметил, что ранее вице-премьер Александр Новак упоминал о возможности строительства нефтепровода параллельно газопроводу «Сила Сибири-2» (июнь Новак назвал проект перспективным), но в то же время «грубый» — «СП»).

«Но если нефть сейчас можно транспортировать по трубопроводу, то это уже реализовано, потому что транспортировать нефть через порты и танкеры дороже.

Что касается ситуации с «простаивающей» нефтью, то она будет заморожена на срок от 2 до 6 месяцев, пока не будет найден способ обойти ограничения, а китайские и индийские контрагенты не уверены, что риск обхода ограничений будет невелик.

Сейчас, с одной стороны, есть способы обойти санкции и возможности предоставить гарантии иностранным контрагентам, но с другой стороны, контрагенты хотят удовлетворить собственные интересы, требуя скидок от российских поставщиков. В целом западные ограничения вводятся постепенно по мере адаптации российских компаний, включая немедленный вывод больших объемов нефти с рынка, чтобы не вызвать обвал рынка.

"СП": Есть ли риск потери Россией части рынка сбыта?

— Конечно, пока не будет найдено решение, минимальный уровень потерь в экспорте российской нефти составляет 15–20%. Если бы это произошло, обходной путь не был бы раскрыт и Запад не предложил бы более жесткие санкции. Что касается политики Трампа в отношении экспорта российской нефти, то он будет работать исключительно в интересах нефтегазовой отрасли США и пытаться ее укрепить, в том числе за счет России.

"СП": Bloomberg полагает, что сырая нефть с Дальнего Востока России очень популярна у так называемых "чайных" нефтепереработчиков Китая. Справедливо ли сказать, что эти организации меньше боятся санкций США, чем более крупные организации?

— Речь идет об относительно независимых китайских частных нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ), не входящих в структуру государственной собственности КНР.

Они меньше боятся запретов и ограничений и подвержены более высоким рискам, но и к ним могут применяться санкции.


Последние новости о рынке нефти и газа, стоимости бензина и дизтоплива — тема «Свободной прессы».

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Алексей Белогорьев: США пока не готовы к полноценному торговому конфликту с Китаем и Индией.