Академик РАН Сергей Глазьев — о новом мироустройстве, роли России в экономическом союзе с Китаем и Индией и о правилах экономического и антивоенного союза

Академик РАН Сергей Глазьев о новом мировом порядке, роли России в экономическом союзе с Китаем и Индией и правилах экономического и антивоенного союза

Академик РАН Сергей Глазьев — о новом мироустройстве, роли России в экономическом союзе с Китаем и Индией и о правилах экономического и антивоенного союза Сергей Глазьев, член Коллегии (министр) по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии, академик РАН

Председатель КНР Си Цзиньпин планирует посетить Москву на этой неделе. Накануне Си в третий раз переизбрали президентом Китая — впервые в истории страны. В декабре прошлого года президент России Владимир Путин пригласил его посетить Россию, и Си Цзиньпин принял приглашение, подтвердив важность российско-китайского стратегического союза. Этот союз, костяк которого держится на политической взаимовыгоде, постепенно обрастает экономическим «мясом» в виде торговых договоренностей и инфраструктурных проектов.

О новом мировом порядке, о роли России в экономическом союзе с Китаем и Индией, о правилах построения экономического и антивоенного союза на большом евразийском пространстве «эксперт» побеседовал с академиками Российской академии. Наука Сергей Глазьев.

— Идея создания более крупного евразийского партнерства была выдвинута президентом России Владимиром Путиным в 2015 году. Членами объединения могут стать страны ЕАЭС, Китай, Индия, Иран и другие. Кажется, что актуальность этого проекта за последний год только возросла?

— В том же 2015 году мы подготовили предложения по реализации Большого евразийского партнерства (БЭП). Они определяют формат гибкой системы правовых норм, проектов и институтов, учитывающих многообразие интересов участников и сугубо добровольный характер сотрудничества.

Сейчас, уже без всяких «но», в ситуации, спровоцированной США и их европейскими недоброжелателями глобальной гибридной войны, созрели, даже перезрели, условия для воплощения идеи БЭП в жизнь. Это, кстати, показал прошедший осенью в Самарканде саммит ШОС. Он подтвердил готовность лидеров евразийских государств к финансированию основы разнопланового взаимовыгодного сотрудничества.

Названные страны заинтересованы в формировании нового мирового экономического порядка (МЭП) - системы институтов, восстанавливающих международное право и национальный суверенитет, с принципами взаимного уважения, экономической недискриминации, честности и открытости.

- Международные институты и право давно умирают, а потребность в "новом мировом порядке" возникла только сейчас?

— Если бы идея БЭП была реализована сразу после того, как она была выдвинута главой государства, я думаю, мы смогли бы купировать угрозу глобальной гибридной войны, развязанной Вашингтоном для сохранения своего доминирования в постсоветском мире. Ведь основным методом англо-саксонской геополитики является известный принцип «разделяй и властвуй».

Провокация украинского вооруженного конфликта и подрывы газопроводов были устроены американским «глубинным государством» для разрыва отношений России с Германией и ЕС. Общие экономические интересы России и Европы привели к формированию западной части Большого евразийского партнерства, о чем более десяти лет назад говорил Президент России, призывая к созданию зоны доверия и партнерства «от Лиссабона до Владивосток».

Еще в 2001 году с трибуны Бундестага Владимир Путин говорил об интеграции с ЕС, об объединенной Большой Европе, и немцы горячо поддержали эти инициативы. К сожалению, нынешнее поколение европейских политиков, за редким исключением, воспитано Вашингтоном в остром русофобском духе. Разорвав отношения с Россией, они нанесли колоссальный ущерб интересам своего народа. Особенно пострадала Германия, нынешняя правящая коалиция быстро привела ее к экономическому коллапсу и социальной катастрофе, глупо следуя инструкциям из Вашингтона.

Теперь повернём на восток?

- Если Вашингтон фактически занял западную часть потенциальной БЭП, то восточная и южная части динамично развиваются. Преференциальные торговые режимы устанавливаются с Индией, Ираном, ОАЭ, странами АСЕАН. С Китаем у России режим стратегического партнерства, ЕАЭС и «Один пояс, один путь» постепенно взаимоувязываются. Ежегодно товарооборот увеличивается до 30 процентов. Северный морской путь становится все более востребованным, большие средства вкладываются в модернизацию и маршрутизацию коридора север-юг, освоен коридор восток-запад, по нему курсируют десятки контейнерных поездов в неделю. Евразийская экономическая комиссия выстроила доверительное сотрудничество с большинством азиатских стран.

Центр мировой экономики необратимо смещается в Юго-Восточную Азию, где формируется ядро ​​нового мирового экономического порядка. С ним органично сочетается инициатива BEP. По сути, это единственная альтернатива глобальной гибридной войне, развязанной Вашингтоном. В его реализации объективно заинтересованы все страны Евразии. Предательство политической элиты стран ЕС интересами европейских народов не меняет этого очевидного факта. Это временное явление, как культ Гитлера, охвативший почти всю Европу во время Второй мировой войны.

1. Новый мир

Готовы ли такие страны, как Индия и Китай, к более тесному экономическому партнерству с Россией, страной, находящейся под санкциями и вовлеченной в горячий военный конфликт?

Делают это активно. Доказательством этого является взрывной рост торговли с Индией и Китаем. В 2021 году по сравнению с 2020 годом - 131,7 и 132,2 процента соответственно, а в первой половине 2022 года - 146 процентов с Индией и 150,7 процента с Китаем.

Эти страны отвергают попытки Вашингтона поставить их в кабину антироссийских санкций. Китай прекрасно понимает, что следующим шагом в стратегическом плане США является изоляция Китая от мировых торговых путей и его экономическое удушение. Именно Китай является главным противником финансово-политической элиты США, не желающей терять свое глобальное господство. Разорение России и установление над ней контроля нужны США главным образом для отключения Китая от нашей ресурсной базы.

Американская геополитика реализуется по известным лекалам теории Макиндера-Бжезинского, последствия которой Китай и Индия в полной мере испытали на собственной шкуре в XVIII-XX веках. Индия хорошо помнит 300-летний геноцид во время британской колонизации, основанный на натравливании соседних народов друг на друга. Правящая элита в этих странах не боится давления со стороны Запада – они строят новую МТС, основанную на социалистической идеологии, рыночной экономике и национальных интересах во внешнеэкономической деятельности. Они уже производят больше, чем США и ЕС, и на их долю приходится примерно половина роста мирового ВВП. Они не заинтересованы в сохранении Pax Americana и формировании ядра новой MCU, независимой от Соединенных Штатов.

2. Место России

— Какова роль России в проекте Большого евразийского партнерства? Это просто товарная пристройка к динамичному развитию Китая и Индии? Можем ли мы дать этим странам больше?

- Роль будет такая, какую нам самим предстоит исполнить. До сих пор мы действительно интегрировались в новый MCU в качестве сырьевого приложения к ядру. Наша торговля с Китаем по структуре еще хуже, чем с ЕС. Китай продвинулся далеко вперед в создании эффективной системы управления, сочетающей преимущества социалистического планирования с рыночной конкуренцией.

Мы должны учиться у Китая тому, как управлять развитием экономики, как когда-то Китай научился у нас. Страны, идущие по пути формирования институтов нового ВКС, растут в три раза быстрее других. Чтобы вписаться в ядро ​​новой ВЭС, формирующейся в Юго-Восточной Азии, необходимо овладеть инструментами стратегического планирования, целевого кредитования экономики, валютного регулирования, регулирования частного предпринимательства для повышения общественного благосостояния, стимулирования инвестиционно-инновационной активности.

- Система жесткого контроля над экономикой неэффективна при отсутствии денег?

- Важной чертой китайской модели экономики, на которую мы должны ориентироваться, особенно сегодня, является сохранение государственного контроля над банковской системой. Именно это гарантировало бесперебойное финансирование инвестиций в развитие экономики Китая в условиях перехода к рыночной экономике. Адресное инвестиционное кредитование является наиболее мощным средством макроэкономического регулирования и стимулирования производства.

Обратите внимание: О положении России в мировой экономике.

В нашей стране этот сегмент полностью выпал из системы государственного управления. Регуляторы по-прежнему действуют в парадигме Вашингтонского консенсуса, тормозят развитие, провоцируют переток средств из реального сектора экономики в спекулятивный, создают максимально благоприятные условия для вывоза капитала. В прошлом году он достиг рекордных 240 миллиардов долларов. Такой подход полностью противоречит поручению президента по расширению инвестиций в развитие.

3. Новые правила

— Каковы основные принципы и цели проекта «Большая Евразия»? Что это принесет континенту?

— Принципы BEP — это добровольность, взаимная выгода, равноправие, открытость, неукоснительное соблюдение норм международного права и принятых на себя обязательств.

Добровольность подразумевает невмешательство во внутренние дела национальных государств, как это сделали ЕС и США в Украине и организовали там государственный переворот. Каждое государство должно самостоятельно принимать решение о своем участии в тех или иных объединениях и брать на себя обязательства по соблюдению их решений, исходя из своих национальных интересов и законодательства.

Взаимная выгода означает, что все участники должны получить экономические выгоды и социально-экономическое развитие от интеграции: рост производства, потребления и уровня жизни. В случае асимметричного распределения эффекта, когда, как и в ЕС, одни страны используют преимущества общего рынка в ущерб другим, следует принимать меры по корректировке соглашений и созданию механизмов выравнивания игрового поля.

Равноправие участников предполагает право выбора формата принятия решений, обеспечивающего полный учет государством национальных интересов. При этом по критически важному перечню вопросов, связанных с делегированием суверенных функций наднациональному органу, решения могут приниматься консенсусом, что предусмотрено правовой базой ЕАЭС.

Принцип равноправия распространяется не только на процедуры принятия решений, но и на экономический обмен между участниками интеграции, который не должен быть равноправным. Механизмы должны смягчать неравное распределение доходов, включая распределение интеллектуальной, монопольной, административной ренты или сеньоража от выпуска международной резервной валюты.

прозрачность касается всех регулирующих функций, которые передаются на наднациональный уровень, а также влияют на условия распределения доходов и эффективность экономической деятельности: таможенный контроль, валютное, банковское, техническое, антимонопольное и налоговое регулирование, распределение таможенных пошлин в таможенный союз. Страны должны видеть и понимать, как общие функции регулирования и контроля реализуются национальными органами в других государствах. Процедуры межправительственной координации и наднационального управления должны быть полностью прозрачными.

Соблюдение норм международного права и обязательств, которые каждое государство берет на себя в интеграционном процессе, является условием эффективности и реализации всех вышеуказанных интеграционных принципов. При всем свидетельстве этого, в реальной деятельности международных организаций этот принцип уже давно попирается и де-факто может быть забыт в связи с адаптацией норм международного права к национальным экономическим интересам. За примерами ходить не надо, они все известны.

4. Против старых порядков

- Будет ли противодействие со стороны Европы и США такому мощному экономическому союзу? Как противодействовать этому?

- Не то что будет, идет от силы. Мы могли бы давно создать антивоенную коалицию, которая нивелировала бы давление Запада, если бы вовремя учли научно обоснованные прогнозы о начале мировой войны, которые делали ученые Российской академии наук, которые объясняют причины мирового финансового кризиса. В 2014 году вышла моя книга «Последняя мировая война. Соединенные Штаты начинают и проигрывают», где был дан прогноз развертывания американской силовой и финансовой элитой мировой войны для сохранения мировой гегемонии. Были также предложения о создании антивоенной коалиции стран, заинтересованных в мирном развитии оправданы там.Это, во-первых, страны, находящиеся в ядре нового экономического миропорядка, в том числе и Китай, возвышение которого Вашингтон хочет остановить мировой войной.Пекин со своей стороны сделал важный шаг в создании идеологической базы для такую ​​коалицию, предложив в 2016 году набор азиатских ценностей

В связи с этим обращает на себя внимание мысль премьер-министра Индии Нарендры Моди, высказанная в его статье в конце прошлого года. Он заявил: «На протяжении всего своего председательства в G20 Индия будет работать над продвижением этого всеобщего чувства единства. Темой нашего председательства будет «Одна Земля, одна семья, одно будущее”».

Зачем нужна такая антивоенная коалиция?

- Антивоенная коалиция может подготовить позитивную программу организации мировой финансово-экономической архитектуры на принципах взаимной выгоды, справедливости и уважения национального суверенитета.

Прежде всего, для устранения фундаментальных причин мирового кризиса: отсутствия контроля над эмиссией мировых резервных валют, что приводит к злоупотреблению эмитентами монопольного положения в своих интересах. Из-за неконтролируемых выбросов в мировой финансово-экономической системе нарастают дисбалансы. Существующие механизмы и правила банковских операций не способны защитить национальные финансовые системы от спекулятивных атак. Формируются финансовые пузыри. Исчерпаны пределы роста господствующего технологического уклада. Условия для формирования нового технического уклада недостаточны, в том числе отсутствие инвестиций для повсеместного внедрения кластеров его базовых технологий.

Антивоенная коалиция должна выступить с программой позитивных действий по преодолению глобального кризиса путем устранения его причин и создания стабильных условий для мирового финансового рынка и международного валютно-финансового обмена. Одна из идей – развитие международной промышленной кооперации, мировой торговли товарами и технологиями. Такие условия позволят национальным денежным властям организовать кредитование отраслей нового технологического уклада и модернизации экономики, стимулировать инновационную и деловую активность в перспективных направлениях экономического роста.

Для этого страны, выпускающие мировые резервные валюты, должны гарантировать их стабильность, соблюдая определенные ограничения на размер государственного долга и дефицит платежного баланса и торгового баланса. Кроме того, они должны соблюдать требования, установленные международными стандартами в отношении прозрачности механизмов, которые они используют для выпуска своей валюты, что позволяет беспрепятственно обменивать все активы, торгуемые на их территории.

Еще одной фундаментальной основой для формирования антивоенной коалиции должна стать международная конвенция по кибербезопасности. Для защиты от применения кибероружия участники должны согласиться на эмбарго на импорт компьютерного оборудования и информационных технологий из стран, которые отказываются брать на себя обязательства по борьбе с кибертерроризмом.

Старт формированию антивоенной коалиции может дать открытое международное расследование источников происхождения коронавируса. По результатам страны-участницы Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении, вступившей в силу в 1975 году, могут обвинить США в ее нарушении. Эта страна отказалась принять к ней протокол, который предусматривал механизм взаимного контроля.

Китай и Россия уже потребовали раскрытия данных о сети секретных биоинженерных лабораторий, созданных спецслужбами США в разных странах на всех континентах. По результатам опроса также возможно дополнить указанный протокол санкциями против стран, скрывающих свою деятельность в этой сфере.

— Вам нужны цели, задачи, стратегия для нового международного института?

- Создание антивоенной коалиции является необходимым, но недостаточным условием мирного перехода к новому экономическому мироустройству. Для быстрого формирования контуров необходима позитивная стратегия, как международная, так и национальная. Экономический контур нового мирохозяйственного порядка формируется в сочетании различных форм государственно-частного партнерства для максимального увеличения инвестиций в развитие производственного сектора.

Политическая канва базируется на восстановлении принципиального значения институтов национального государства как регулятора социально-экономической деятельности, а также интегратора различных классов и групп населения.

5. Новая стройка

— Экономическая интеграция строится на совместных, прежде всего, инфраструктурных проектах. Какие проекты, на ваш взгляд, можно реализовать на континенте с участием ведущих стран? Что это принесет России?

- В условиях структурных изменений в мировой экономике и в результате кардинального изменения транспортно-логистических цепочек активизируется сотрудничество в рамках развития транспортной инфраструктуры. Сегодня мы видим, как быстро развиваются евразийские транспортные коридоры «Восток-Запад» и «Север-Юг». Совместная реализация транспортно-интеграционных инфраструктурных проектов, а также полная цифровизация управления транспортом позволит улучшить транспортную доступность и увеличить связанность с экономиками государств ЕАЭС.

- И, более конкретно?

— Планируется реализация семи проектов развития Евразийских транспортных коридоров и маршрутов, предусматривающих использование транзитного потенциала Союза в рамках международных транспортных коридоров в направлениях Восток-Запад и Север-Юг, в том числе в рамках рамки увязки ЕАЭС с китайской инициативой «Один пояс — один путь». На территории ЕАЭС планируется реализовать следующие инвестиционные проекты: в Армении - четвертая очередь автодорожного коридора Север-Юг; в Беларуси - реконструкция автомобильной дороги М-1/Е 3О Брест (Козловичи) - Минск - граница с Россией (Редьки), реконструкция автомобильной дороги М-10 граница с Россией (Селище) - Гомель - Кобрин; в Казахстане - реконструкция казахстанских участков автомобильной дороги М-32, относящихся к международному транспортному маршруту Европа - Западный Китай; в Кыргызстане - электрификация железнодорожного участка Луговая - Балыкчы; в России — строительство и модернизация российских участков автомобильных дорог, связанных с международным транспортным маршрутом Европа — Западный Китай, строительство российского участка частной автомобильной дороги «Меридиан».

Необходимый объем финансирования этих проектов оценивается более чем в 1,2 трлн рублей, или почти в 20 млрд долларов.

Имеется значительный потенциал для расширения использования Северного морского пути, который является кратчайшим морским путем, соединяющим Европу и Азию. Использование Северного морского пути может существенно изменить глобальные и региональные цепочки поставок за счет значительного сокращения времени и дальности морских перевозок грузов, а также дать импульс развитию северных регионов России.

- Что это в итоге принесет нашей стране?

- Самое главное – это возможность развивать кооперацию и повышать связность территорий, без чего любому интеграционному объединению хуже. Повышение экономической связности государств-членов ЕАЭС требует развития технологий скоростного движения на сети железных дорог и, как следствие, разработки качественно нового подвижного состава, применения новых технологий и материалов при строительстве путей и строительных конструкций, разработка систем безопасности, автоматики и связи, отвечающих более высоким скоростям движения. Это означает, что необходимо проводить согласованную политику государств ЕАЭС в сфере железнодорожного транспорта, в том числе устранение разногласий технических регламентов.

Учитывая протяженность географического пространства, сохранение экономической связанности государств ЕАЭС немыслимо без развития воздушного сообщения. В связи с этим приоритет отдается развитию отечественной авиационной техники и приборостроения, что обеспечивает замену иностранной авиационной техники и импортных комплектующих при строительстве аэропортов и других объектов инфраструктуры.

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Академик РАН Сергей Глазьев — о новом мироустройстве, роли России в экономическом союзе с Китаем и Индией и о правилах экономического и антивоенного союза.