Андре Мажино: человек, чьим именем назвали великую, но бесполезную оборонительную линию

1. Масштаб и мощь оборонительного чуда

Линия Мажино, возведенная Францией, по праву считается одним из величайших инженерных и оборонных сооружений в истории. Ее основная полоса протянулась на 400 километров вдоль франко-германской границы, а общая длина всех укреплений достигала впечатляющих 1150 километров. Строительство этого грандиозного проекта, начатое в 1928 году, обошлось государственной казне более чем в 7 миллиардов франков, а основные работы были завершены к 1936 году.

На схеме показана Линия Мажино.

Это была не просто стена, а целая подземная армия. Линия включала в себя свыше сотни крупных фортов, 750 казематов и почти 15 тысяч блокпостов и наблюдательных пунктов. Гарнизон, призванный защищать эти рубежи, насчитывал более 200 тысяч солдат и офицеров, для которых были созданы комфортные условия, а также заготовлены огромные запасы продовольствия и боеприпасов.

2. Слабое звено в стальной цепи

Однако при всей своей мощи у линии был критический недостаток — вооружение. Основу его составляли пулеметы (около 20 тысяч) и минометы (примерно 2 тысячи), а вот артиллерийских орудий было всего 680 единиц. Эта диспропорция в дальнейшем сыграла на руку противнику: немецкие войска смогли создать подавляющее превосходство в артиллерии, что стало одним из ключей к прорыву.

Так выглядели самые мощные укрепления. К сожалению для французов, они были не везде.

Вопреки распространенному мнению, на некоторых участках линия с честью выдержала испытание. Когда немецкие войска прорвали ее на южном фланге, они понесли значительные потери. Французские укрепления также успешно остановили наступление итальянской армии. Решающий же успех вермахта в 1940 году был связан с обходным маневром через Арденнские леса на севере, где линия Мажино либо отсутствовала, либо была значительно слабее. Эта уязвимость отчасти была следствием политики: после того как Бельгия отказалась от военного союза с Францией, протяженную границу с ней укрепить не успели.

3. Человек, давший линии имя

Идейным вдохновителем и главным лоббистом этого колоссального проекта был Андре Мажино (1877–1932). Он не дожил до краха своего детища и трагедии Франции. Его жизненный путь был типичен для поколения, опаленного Первой мировой войной. Будучи депутатом парламента, с началом войны он добровольцем ушел на фронт рядовым, дослужился до сержанта и храбро сражался, пока в ноябре 1914 года не получил тяжелое ранение, последствия которого преследовали его до конца дней.

Андре Мажино (1877 - 1932).

Пережив ужасы окопной войны, как и многие его соотечественники, Мажино руководствовался двумя принципами: такого кровопролития больше не должно повториться, и с Германией, которая в потенциале была сильнее Франции, нужно что-то делать. Находясь на посту военного министра, он нашел, как ему казалось, идеальное решение — построить неприступную стену, которая навсегда обезопасит границы.

Остатки укреплений линии Мажино в наши дни.

Мажино был не просто чиновником, а популярным в народе политиком. Ранее, будучи «министром по пенсиям», он активно отстаивал права ветеранов, что обеспечило ему широкую общественную поддержку. В нестабильной политической системе Франции, где кабинеты министров менялись чуть ли не ежегодно, именно его авторитет и настойчивость позволили протолкнуть решение о выделении астрономических средств на строительство.

Немецкие солдаты у одного из захваченных укреплений линии.

Умер Андре Мажино в 1932 году, а грандиозная линия обороны была названа в его честь лишь в 1935-м. Ему, герою Вердена, установили памятник. Казалось, он поступил правильно и сделал все для безопасности своей страны. История, однако, вынесла суровый приговор: «оборонный шедевр», на который были потрачены годы и колоссальные ресурсы, в решающий момент не оправдал возложенных на него надежд, став символом стратегической ошибки и пассивной обороны.

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: В честь кого назвали знаменитую «Линию Мажино».