
В условиях аномально холодной зимы и прекращения транзита российского трубопроводного газа через Украину Европа столкнулась с острым дефицитом энергоносителей. Это привело к резкому скачку цен на сжиженный природный газ (СПГ) на континенте, создав уникальную рыночную ситуацию. Как сообщает Financial Times со ссылкой на аналитиков ICIS, только за последний месяц не менее семи американских СПГ-танкеров, следовавших в Азию, Южную Америку и ЮАР, совершили неожиданный разворот и доставили свой груз в европейские порты. Общий объём перенаправленного газа составил около 500 тысяч тонн.
1. Выгодный разворот
По оценкам экспертов Spark Commodities, такие манёвры оказались крайне прибыльными для судовладельцев. Изменение маршрута позволило им заработать дополнительно более 5,3 миллиона долларов по сравнению с первоначальным планом поставок в Азию. Аналитик ICIS Алекс Фроли отмечает, что такого масштабного и одновременного изменения курсов целой флотилии газовозов рынок ещё не видел. Обычно владелец груза может изменить пункт назначения, уплатив штраф, или отправить эквивалентную партию другим судном, но текущая ценовая конъюнктура в Европе сделала штрафы несущественными.
2. Российский СПГ в европейской повестке
На фоне этого ажиотажа европейский рынок активно поглощает и российский сжиженный газ. Как рассказал «Свободной Прессе» директор по развитию компании «Энергия Плюс», член экспертного совета Российского газового общества Павел Марышев, в 2024 году Россия уже поставила в Европу рекордные объёмы СПГ. В январе, после прекращения транзита через Украину, на запад были перенаправлены даже те партии, которые изначально планировалось отправить в Азию.
Эксперт скептически оценивает перспективы санкций США против российского СПГ, о которых заявлял Дональд Трамп. По его мнению, Вашингтон не станет «морозить своих союзников», пока не сможет полностью удовлетворить европейский спрос собственным производством. «Эти санкции введут рано или поздно, независимо от СВО. Найдут другой предлог… Но это произойдёт только после того, как США смогут производить столько СПГ, сколько требуется Европе. А до тех пор мы как ходили в Европу, так и будем ходить», — уверен Марышев.
3. Проблема логистики: в ожидании «Звезды»
Ключевым ограничителем для дальнейшего наращивания российских поставок, особенно с перспективного завода «Арктик СПГ-2», является острая нехватка специализированных танкеров. Для круглогодичной и безопасной транспортировки газа по Северному морскому пути необходимы суда усиленного ледового класса Arc7. Их производство на российской верфи «Звезда» идёт с отставанием от графика, а традиционный партнёр в этом сегменте — Южная Корея — в текущих условиях сотрудничать не готов.
«Поэтому „Арктик СПГ-2“ на европейском направлении простаивает. А так могли бы и оттуда гнать. В Европе весь наш СПГ отрывают с руками. Сейчас там запасы газа опустились уже ниже половины, а ещё пол-зимы впереди», — констатирует Павел Марышев.
Обратите внимание: Отстать нельзя догонять: Россия на рынках передового производства.
4. География российского СПГ
Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин в беседе с изданием подробнее остановился на специализации российских заводов. Завод «Ямал СПГ» (производство около 19 млн тонн в год) исторически ориентирован на Европу и в январе даже нарастил мощности сверх проектных. «Сахалин-2» (12 млн тонн), имеющий логистическое преимущество для поставок в Азию, в прошлом году также увеличил экспорт в европейском направлении.
«Пока американцы не увеличат производство своего СПГ, для нас поставки в Европу будут выгоднее, чем в Азию. Но в перспективе оба завода, равно как и новый „Арктик СПГ-2“ (20 млн тонн), готовы работать „вправо по карте“», — отмечает Пикин. Он подчёркивает, что главный вопрос — это сроки получения от верфи «Звезда» газовозов, способных на круглогодичную навигацию в арктических льдах.
5. Планы и перспективы
Согласно планам, верфь «Звезда» должна построить 15 газовозов ледового класса Arc7. Это гигантские суда длиной 300 метров с вместимостью грузовых танков 172,6 тыс. м³. Их ключевая особенность — способность самостоятельно, без сопровождения ледоколов, преодолевать лёд толщиной до 2,1 метра, что сделает Северный морской путь по-настоящему круглогодичной артерией.
Пока эти суда не будут спущены на воду, Европа, столкнувшаяся с энергодефицитом, будет вынуждена переплачивать за срочные поставки СПГ со всего мира, а Россия не сможет в полной мере реализовать свой экспортный потенциал в западном направлении. Таким образом, от успехов отечественного судостроения теперь напрямую зависит не только развитие Арктики, но и баланс на глобальном газовом рынке.
Последние новости о рынке нефти, газа, а также стоимости бензина и дизеля, — в теме «Свободной Прессы».
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Пока «Звезда» не построит танкеры ледового класса для СМП, ЕС придётся помёрзнуть.