Новые санкции и логистические сложности: как меняется рынок российской нефти и что ждет мировых игроков

На мировом нефтяном рынке возникла новая напряженность. Как сообщает Reuters со ссылкой на трейдеров, Китай и Индия временно приостановили закупки российской нефти с мартовской поставкой. Причиной стал резкий рост стоимости фрахта танкеров типа «Афрамакс», способных перевозить около 750 тысяч баррелей нефти сорта ESPO. Это привело к увеличению логистических издержек на миллионы долларов и росту премии российской нефти ESPO к эталонному сорту Brent на 3–5 долларов за баррель.

1. Реакция рынка на санкции и поиск новых цепочек

Ситуация обострилась после того, как администрация президента США Джо Байдена ввела масштабные санкции против российской нефтяной отрасли, затронув более 180 танкеров. В ответ китайские и индийские НПЗ начали изучать возможности увеличения импорта из других регионов. Эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков отмечает, что рынок переживает переходный период, связанный с реорганизацией поставок в Азию.

«Этот процесс предполагает выстраивание новых логистических и платежных цепочек, — поясняет Юшков. — Главная задача — исключить из них лиц и компании, попавшие под санкции, включая некоторых трейдеров. Многие китайские и индийские покупатели сейчас с осторожностью относятся к закупкам у „Сургутнефтегаза“ и „Газпром нефти“».

Однако эксперт скептически оценивает сообщения о полном прекращении закупок. Рост фрахтовых ставок — общемировая тенденция, которая не означает, что Индия откажется от иракской или саудовской нефти. Публикации в СМИ, по его мнению, могут использоваться покупателями как инструмент давления для получения дополнительных скидок на фоне реструктуризации логистики и платежей.

2. Динамика скидок и поиск альтернатив

История показывает, что скидки на российскую нефть носят динамичный характер. В декабре 2022 года, после введения западного потолка цен в $60 за баррель, скидка достигала $30–35. К концу 2023 года она сократилась до $10, а сейчас снова может вырасти. Что касается поиска новых крупных покупателей, то, по мнению Юшкова, заменить Индию и Китай странами Латинской Америки или Африки не получится. Индия играет особую роль, частично перерабатывая российскую нефть и экспортируя нефтепродукты в Европу и США, тем самым замещая Россию на этих рынках.

«Сама Индия не сможет в краткосрочной перспективе заместить около 2 млн баррелей российской нефти в сутки за счет других поставщиков, — подчеркивает эксперт. — Страны ОПЕК+ регулируют добычу, а остальным производителям потребуется время для наращивания объемов».

3. Причины роста стоимости перевозок и ожидания рынка

Рост ставок фрахта отчасти объясняется неопределенностью вокруг санктированных танкеров и повышенным спросом на суда для так называемого «теневого» флота. Станислав Митрахович, главный эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, напоминает, что подобные скачки случались и раньше, например, во время пандемии, когда танкеры использовались как плавучие хранилища.

Сейчас участники рынка в выжидательной позиции, оценивая дальнейшие шаги администрации США и возможное ужесточение санкций. Россия, на которую приходилось до 40% индийского импорта нефти, остается критически важным поставщиком, и полный отказ от ее нефти маловероятен.

4. Сценарии для ОПЕК+ и риски для США

Ключевой вопрос — судьба сделки ОПЕК+. Ее срыв может спровоцировать новую ценовую войну, аналогичную кризису начала пандемии. Тогда, напомним, при посредничестве Дональда Трампа удалось восстановить соглашение. Однако сейчас ситуация иная.

«Если цены на нефть упадут, это ударит по американским сланцевым компаниям, — отмечает эксперт. — Их точка безубыточности составляет $40–45 за баррель. При цене около $40 инвестиции в новые проекты становятся нерентабельными, а добыча на старых месторождениях — убыточной из-за высоких операционных затрат». Для России, где себестоимость добычи существенно ниже, такой сценарий менее болезнен.

Падение цен и волна банкротств в американском нефтяном секторе, который финансировал избирательную кампанию Трампа, создадут серьезные политические риски для новой администрации. Кроме того, частые финансовые кризисы в ключевой отрасли могут подорвать доверие к доллару, что уже происходит на фоне роста расчетов в национальных валютах между Россией, Китаем и другими странами.

5. Последствия для потребителей и баланс сил

Альтернативный сценарий — дальнейший рост цен — также чреват проблемами. Китай и Индия вряд ли готовы мириться с удорожанием нефти. В Китае бензин уже вдвое дороже, чем в России, а для развивающейся экономики Индии рост цен на топливо станет тяжелым ударом.

Давление США на других производителей, таких как Гайана или Ирак, для наращивания добычи может привести к развалу ОПЕК+. Это, в свою очередь, создаст проблемы и для Саудовской Аравии, которой, по оценкам МВФ, для сбалансированности бюджета нужна цена на уровне $80 за баррель.

Таким образом, текущая ситуация на нефтяном рынке — это сложный узел санкционных ограничений, логистических проблем и геополитических интересов. Ее развитие будет зависеть от того, смогут ли ключевые игроки найти новый хрупкий баланс, избежав разрушительной ценовой войны.

Обратите внимание: О положении России в мировой экономике.

Последние новости о рынке нефти и газа, стоимости бензина и дизельного топлива — тема «Свободной прессы».

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Падение цены на нефть ударит по России, но для Трампа это смерти подобно.