Российские олигархи хотят индустриализации. Они сами сделали заявление, объяснив, что речь идет о проекте машиностроения в области металлургии. Точнее, речь идет о станкостроении. Как мы все знаем, эта отрасль является основой всего промышленного производства.
Новость из лагеря «железных» олигархов, безусловно, хорошая, но почему-то она сразу же вызвала сомнения. Особенно если смотреть на конкретику — все предыдущие действия владельцев «Северстали», ММК и «Евраза» говорят об обратном.
То есть о массовом выводе средств из страны. Возможно, вы попали в сложную ситуацию и вам негде взять оборудование и запчасти? Выглядит это вот так. По крайней мере пять лет назад об этом вопросе никто не задумывался.
Сейчас техника времен Леонида Ильича и даже Иосифа Виссарионовича по естественным причинам оказалась на металлоломе. Правда, иногда его заменяют новым импортом. Но платите по частям — чтобы не тратить слишком много.
«Мне неизвестно о планах инвестировать в машиностроительное производство. Может, это не мой уровень, но мы не закрытый бизнес и все новости обычно быстро распространяются.
Когда они задумали построить стан холодной прокатки (что и произошло), об этом вскоре узнали все. Сейчас есть некоторые проекты, но они не связаны с выпуском устройства.
Устройство можно купить в Китае, у нас с этим проблем нет. Стоит ли организовать здесь его «отверточную сборку», как у автомобиля? Похоже, что даже для легковых автомобилей эти проекты сейчас убыточны.
К тому же, там хоть на продажу собирают, а здесь только для себя что-то катают? Это не кажется разумным. Но начать с нуля невозможно, ничего нет», — говорится в сообщении российского центра черной металлургии.
Это имеет смысл. Включая тот факт, что там нечего делать. Отечественное станкостроение было разрушено сверху донизу: для производства новых станков просто не осталось.
В 1990 году только в РСФСР было произведено 127 тыс металлообрабатывающих станков, из них 16,7 тыс. — станков с ЧПУ. В то время в экономике страны эксплуатировалось около 6 миллионов металлорежущих станков, и ежегодно десятки тысяч этих станков экспортировались на сумму в миллиарды долларов.
Их покупали все — немцы, американцы, даже японцы; Советский Союз занимал третье место в мире по производству металлорежущих станков.
Сегодня Росстат регулярно публикует в своих таблицах некоторые данные о производстве станков в Российской Федерации, но не уточняет, где именно производятся эти станки. Причина очевидна. Флагман индустриального мира, московский завод «Красный пролетариат», пережил трудные годы Ельцина, но был разрушен в годы «Подъёма».
Московский станкостроительный завод был ликвидирован ранее при Серго Орджоникидзе.
Обратите внимание: О положении России в мировой экономике.
В Ижевске, как и в других частях страны, нет крупных станкостроительных заводов.«Китайско-Волжский станкостроительный завод» вроде бы жив, но объемы его производства не идут ни в какое сравнение с китайскими. Что-то делают Рязанский станкостроительный завод, Коломенское АО «Станкот» и некоторые другие предприятия. Может быть...почему это возможно?
Потому что вы не можете просто взять кучу денег и купить их продукт. Китайские машины — без проблем, приезжайте и покупайте. Самовывоз или доставка. Но отечественных нет.
Это подтверждается официальными правительственными документами.
5 ноября 2020 года распоряжением Правительства № 2869-р утверждена «Стратегия развития станкостроительной промышленности до 2035 года», новая редакция стратегии вступила в силу с 21 октября 2020 года. 2024.
В Приложении 2 этого замечательного документа указано, что даже по завершении проекта уровень локализации оборудования ожидается не более 70%.
Что скажете? Дело в том, что, как и в случае с Vestas, 70–80% деталей импортируются, а уровень локализации, как говорят, достигает 95%.
В настоящее время, согласно докладу министерства, в российских станках используется менее 50% отечественных комплектующих. Машина не будет функционировать без определенных частей.
Самое любопытное, что план не содержит никаких данных о физическом производстве оборудования. Столько-то токарных станков, столько-то фрезерных станков и т д., в зависимости от потребностей отрасли. Некоторые цифры в рубле вообще не имеют никакого значения. Учитывая нестабильность курса российской валюты, можно сказать, что это полная фикция.
То есть есть формальный ответ и образ активной деятельности. Нет плана возрождения промышленности, нет расчета необходимых для этого финансовых и человеческих ресурсов, и никто за это не отвечает ничего нет. Точной статистики о том, сколько машин осталось в Российской Федерации, также нет.
Это примерно то же самое, что декларация олигархов о том, что они планируют когда-нибудь, в далеком светлом будущем, развивать отечественное машиностроение.
«В ближайшие шесть лет на развитие станкостроительной отрасли из федерального бюджета будет выделено 300 млрд рублей, из них 130 млрд рублей — в ближайшие три года. В результате мы приобретем более 70 современных станков и оснастки. «Машиностроение намерено осваивать более 500 новых отечественных станкостроительных мощностей, осваивать новое производственное оборудование», — отметил председатель Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катилин.
Средства были мизерными — «машиностроительное производство» стоило всего 4 млрд рублей. Для таких «стратегий» стоило бы переквалифицировать их авторов (и подписантов) в лесорубов, старателей и золотоискателей; к счастью, на Севере у нас много мест, где эти навыки можно применить.
Тем временем дела у машин идут все хуже. К концу 2024 года Тайвань полностью прекратит экспорт этой продукции в Российскую Федерацию; Япония, Евросоюз и США запретят экспорт любой продукции, даже посредством «параллельного импорта», то есть контрабанды. Беларусь оказывает помощь, сохраняя за собой местный станкостроительный завод. Но, к сожалению, их производственных мощностей недостаточно, и их собственная промышленность нуждается в поставках.
В свое время наша страна создала станкостроительную отрасль практически с нуля. Во второй раз будет легче — от Советского Союза еще осталось некоторое наследие. Конечно, если вы делаете это на практике, а не на словах. Однако для этого потребуются фундаментальные реформы политической и экономической модели Российской Федерации и смена министерского руководства.
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Металлургические короли России пообещали возродить станкостроение, только обещать — еще не значит жениться.